2015 год. Украина без четких границ, раздираемая внешней войной бывшего союзника и внутренними войнами олигархов, еще не отошедшая после кровавых событий на Майдане двухлетней давности, погруженная в кризис.
Середина XVII столетия. Украины как таковой нет, на наших землях заправляют шляхтичи из Речи Посполитой, зато есть разрозненное казачество, загнобленные селяне и попытки гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого создать державу не без поисков все тех же союзников, обвинения его в «зраде» и кровь соратников.
В зале кинотеатра на премьере украинской исторической драмы «Гетьман» по роману писателя-бизнесмена Виктора Веретенникова (был написан в 2013-м) ясно понимаешь, как циклична история.
Как народ готов идти за тем, кто лучше прокричит «гасла», как долго терпит, прежде чем устроить бунт, как власть застилает глаза правителям, как они готовы забивать насмерть своих же, отказавшихся выполнять законы-универсалы.
Именно в эту атмосферу и погружает фильм. И все же «Гетьман» не столько о гетмане Хмельницком (Батьке, Хмеле, как называли его родня и приближенные атаманы) и его освободительной войне, сколько — о мужчине, сильном мужчине Богдане, который ослеплен любовью настолько, что готов начать войну.
С кем, против кого — решается на скаку, главное — заполучить горделивую красавицу-польку Гелену. Хмельницкий влюблен настолько, что на исповеди у Владыки в Киево-Печерской лавре кается только в одном — любви к католичке, жене шляхтича пана Чаплинского.
Богдан — мужчина со своими слабостями и страстями. И еще вопрос, состоялся бы он как гетман, если бы не эта польская любовь…
7 из 10
АринаШевченко
Фильм рассказывает всем известную историю о том, как Богдан Хмельницкийподнял восстание против польской шляхты, которое позже переросло в национально-освободительную войну. Сюжет по большей части вертится не вокруг борьбы украинских казаков против поляков, сколько вокруг истории любви Хмельницкого. По иронии судьбы полячку, в которую влюблён гетьман Украины, зовут Хелена.
Так что параллель между событиями фильма и Илиадой Гомера приходит в голову сама собой. И довольно сложно сказать идёт это на пользу картине или нет. Хмельницкий выступает в роли этакого Менелая, который разжигает войну ради женщины. Но есть два различия между троянской войной и национально-освободительной. Кража Елены Прекрасной в Илиаде — пример гениальной завязки эпичного сюжета, когда одни герои сражаются против других. В Гетьмане этот приём не работает.
Местная Хелена так же кружит головы мужчинам, как и её античный прототип, и вроде бы даже похожа на реального человека при этом, а вот господа, которые за неё должны биться, совсем не похожи на античных героев. Пан Чаплинский — архивраг Хмельницкого изображён полнейшей мразью, что не удивительно для такого фильма. Однако и сам Хмельницкий на героя ну никак не тянет — он не харизматичный и фальшивый от и до, ему невозможно сопереживать и сочувствовать.
Честно говоря, не раз за время просмотра я задавался вопросом, почему его вообще кто-то поддерживает?
Сирко, Богун, Дорошенко — именно эти ребята претендуют на звание героев в этом фильме. Именно они служат совестью Хмельницкого, именно они влияют на него, именно они выполняют всю «грязную работу», но, и это действительно обидно, их образы не раскрыты. Лента как будто обрезана в десяти местах сразу, и, вероятно, если бы из неё слепили телефильм на 4-8 серий, смотрелась бы она куда лучше. Так бы события смотрелись более полно, и персонажи могли бы быть раскрыты, даже Хмельницкий мог бы стать намного понятнее.
Из-за того, что все вертится вокруг «лав-стори» Хмельницкого и Хелены весь потенциал фильма улетает в трубу. Все те возможности, которые были у фильма для того, чтобы сконструировать украинского героя, упущены. Авторы больше увлечены «украинской поэтичностью», которой так страдает украинский кинематограф. Им просто жизненно необходимо показать море сцен, в которых герои сидят, страдают, скачут на фоне природы, вместо того, чтобы раскрыть их.
Что Гетьману никак уж нельзя простить, так это батальные сцены. Вот они смотрятся просто ужасно, отвратительно. Я всё понимаю, опыта постановки таких сцен в стране мало, а то и вовсе нет, но это же откровенный провал. Именно в батальных сценах всё окончательно становится похоже не на кино, а на театр. И если театральная игра в кино часто смотрится очень даже недурно (и эти пользуются многие кинорежиссеры не только у нас, но и на западе), то в батальных сценах выглядит вся эта театральщина смешна до боли. Бюджет у фильма не большой, так зачем тратить его на те сцены, где действие провисает, а мы по две-три минуты наблюдаем за тем как герои не делают ничего значимого на фоне природы? Такие сцены надо уметь снимать, и надо быть достаточно талантливым, чтобы они не портили фильм. А режиссёр явно не Тарковский или Кубрик.
Что хорошего в Гетьмане, так это действительно красивая картинка и довольно богатые декорации с костюмами, и хоть фиксация на природе и раздражает, снято всё красиво. Что до актёров, не сказать, что кто-то особенно гениально играет, зато все стараются, хоть и глупые сцены с глупыми диалогами тут, конечно же, есть.
Короче, Гетьман неплохое кино, как ни странно. Можно даже и посмотреть в кинотеатре, если вы хотите поддержать украинских киноделов, но по большей части он вызывает обиду от того, что весь потенциал, который есть у фильма изначально не используется в полную силу.
Но после прошлогоднего «Племени» я вообще не понимаю, зачем в Украине искать героев для фильма где-то в прошлом, если их спокойно можно найти в современности. Они же все тут, стоит только оглядеться, тем более, если для того, чтобы сотворить достойный исторический эпос у наших киноделов нет ни возможностей, ни сил, ни желания.
6,5 из 10
undoz
|
|