Город Зеро
Отправившись в командировку, герой фильма неожиданно попадет в фантастический город. Он очень похож на наш мир, только скрытая абсурдность повседневной жизни здесь стала явной. Город Зеро открывает герою одну тайну за другой, и вернуться в привычную реальность становится все трудней…
«Город Зеро» - советский фильм режиссёра Карена Шахназарова, был снят в 1988 году. Первоначально фильм был задуман как комедия абсурда, однако, как потом признавался сам режиссёр, фильм перерос первоначальный замысел. По словам Шахназарова, это картина о том, что «наше прошлое непознаваемо, так как оно постоянно мистифицируется». По версии Сергея Кара-Мурзы, фильм представляет собой аллегорический зашифрованный сценарий, по которому происходил развал СССР.
- В музее восковых фигур Николаев представлен в форме старшины милиции, а на видеоролике - в форме лейтенанта ОБХСС, что подтверждает голос за кадром Олега Басилашвилли.
- В качестве восковых фигур в фильме были использованы музыканты из треш-метал-групп «Коррозия Металла» и «Д.И.В.».[источник не указан 1315 дней]
- Когда в начале фильма поезд отходит от платформы, на табличке с указанием маршрута следования видна надпись «Вологда - Ленинград».
- Среди уроженцев города упоминается реальный персонаж - академик, архитектор Иван Фомин, «который обсуждает в 1934 году с товарищами Хрущёвым и Кагановичем проект возведения на Красной площади величественного здания Наркомтяжпрома». Иван Александрович Фомин действительно проектировал здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (правда, в фильме показывается проект здания НКТП, авторами которого были архитекторы братья Веснины и Лященко, и который также предполагалось возвести на Красной площади на месте ГУМа). Академик Фомин родился в Орле.
- Вопреки утверждению Варакина о том, что «римляне никогда не были на территории СССР», это не так. Известно, что римляне доходили до Северного Причерноморья, в частности, Крыма, а также были на территории Армении. В 1930-е годы на территории современного Азербайджана, у подножья горы Беюк-даш (Гобустанский археологический заповедник к югу от Баку) была найдена каменная плита с латинской надписью, датируемой I веком нашей эры (между 84 и 96 годами). Надпись гласит: Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus Leg XII Ful. Перевод: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Возможно, в гобустанской надписи упоминается отряд XII легиона, который был истреблён местными жителями Апшерона. Император Домициан послал легион на помощь союзным царствам Иберии и Албании на Кавказ - считается, что это был самый далеко зашедший на восток от Рима легион.
- Имя «Алексей Варакин» носит также главный герой другого фильма Шахназарова - «Американская дочь» (1995).
Награды:
Приз «Золотой Хьюго» на Международном кинофестивале в Чикаго, 1989
Серебряный приз на МКФ в Вальядолиде, 1989
Приз Европейской ассоциации научной фантастики за лучший фильм на МКФ в Сан-Марино, 1989
Past Present Future
Думаю, все посетители сайта с возрастом 20+ знают «Сталкер» Тарковского. Ну или по крайней мере про него слышали, хотя бы краем уха. И это при том, что фильм этот тягуч, атмосферен и довольно тяжёл для восприятия. А кто слышал о «городе Зеро»?
Оказалось, таких гораздо меньше. Посмотрев фильм и пытаясь поделиться впечатлениями с друзьями, людьми далеко не равнодушными к киноискусству, встретил в глазах одни вопросы. При этом с игрой актёров и сюжетной линией всё более чем в порядке. Атмосферы тут не меньше, чем в «зоне»; жизни больше, но она тут странная, со своим ходом событий. Может, это особенности субъективного восприятия, но люди производили впечатление зомби, за исключением героя Филатова - единственного живого человека во всём фильме. Возможно, этого эффекта и хотел добиться режиссёр.
Вообще, фильм я бы назвал очень глубоким, и чтобы описать всю неоднозначность ощущений после его просмотра, наверное, понадобилось бы несколько страниц. Одно скажу - своей отстранённостью он очень напомнил упомянутый «Сталкер», только совсем реальный, где-то по соседству. И вполне себе верится, что есть вот такой городок потерянного времени, более того - есть и в наше время в стране места, где ощущается дух этого фильма. Взять хотя бы Воркуту или Комсомольск-на-Амуре - вполне себе города Зеро.
Не буду рассуждать о политичности, хотя она в фильме присутствует как сатира на выпавший из времени советский строй. На неувязках тоже не вижу смысла заострять внимание, кроме одной - голая секретарша, красивая, но не в тему. Это всё мелочи, а по-крупному - фильм чудо как хорош. Горячо рекомендую.
«Вы никогда не уедете из нашего города».
9 из 10
Heiro
Я бы назвал «Город Зеро» комедией абсурда, грустной комедией, где человек по воле обстоятельств вынужден на протяжении всего действа выслушивать всякий бред и принимать участие в довольно странных событиях. Дело даже не в карикатурном городе, существующем словно на другой планете, а в философии какой-то запутанности, какого-то перепутья, на котором в то время оказалась страна, и эта философия, как мне кажется, явно присутствует в каждом эпизоде фильма. В общем-то здесь улавливаются элементы сатиры, но сатиры печальной, уж очень отдающей некой безнадёжностью. Не зря же предсказано, что, попав в этот город однажды, выбраться из него невозможно никогда, словно из волшебного лабиринта. И необычность его хоть и на грани гротеска, но вполне наша, почти повседневная.
Пропитанный дневным мистицизмом завод, директор которого не знает ни своих покупателей, ни своих непосредственных подчинённых. Краеведческий музей, налепивший экспонатов исключительно на основе изысканий полусумасшедшего местного ученого, присовокупившего сюда и Римских легионеров, якобы бывавших в этих краях, и точную копию древнего Атиллы. Дешёвое панибратство, с которым уважаемые люди укоряют друг друга как близкие родственники. Безумные легенды, накрученные вокруг старого трухлявого дуба. Ну и сама история вокруг внезапно объявившегося родственника - всё это настолько узнаваемо, по-нашему глупо и остроумно одновременно, что не требует никаких усилий, чтобы представить себя вот таким вот Варакиным где-нибудь в подобной этой командировке. Весь этот горький юмор в фильме очень во многом отражает тогдашнюю действительность.
Потрясающе сыгранный эпизод беседы прокурора города (В. Меньшов) с Варакиным (Л. Филатов), где вся бестолковщина, творящаяся вокруг, достигает своей кульминации. Небольшая вводная по философии русского духа и русской государственности (владевшая во времена перестройки и позже умами очень многих наших ура-патриотов). А дальше - всё нормально, ты наш, парень, живи, как прежде, только оставайся Махмудом. И никому не говори, что это не так. Та досада, которая возникла на лице Филатова, усталые складки на его лбу до сих пор вызывают во мне приступы весёлого смеха.
Единственное, по-моему, что портит впечатление от фильма, это взятое за основу прорыва культурных препон между СССР и Западом внезапное и массовое увлечение граждан рок-н-роллом (я имею в виду в танцах). Мне кажется, это вообще не носило столь массового характера, чтобы на данной основе можно было выстраивать сюжет. (Так же как и показанные в «Стилягах», например, цветастые пиджаки и гривастые причёски были атрибутами очень незначительной части молодёжи и не носили столь широко распространённого явления, как это можно понять из фильма). И, как всегда, по-моему, немного неприятно для русского слуха звучит это типично американское (не английское даже) «рак, рак, рак» с глубоким искажением звуков, которое напоминает уличный жаргон. В остальном всё замечательно.
9 из 10
Виталий_2
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.