Грачи

Грачи
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 17 Январь 1983
Продолжительность: 1:30
Просмотрели: 315

Виктор Грач и Леонид Осадчий — опасные преступники. Считая себя сильной и независимой личностью, которой все позволено, Виктор хочет видеть таким же и своего младшего брата Шурку. И тот, подчиняясь авторитету Виктора, становится невольным участником тяжких преступлений и, в конце концов, оказывается на скамье подсудимых. Долго не выносится приговор, потому что судье важно понять степень виновности каждого из братьев, докопаться до истины, выяснить, что превратило обыкновенных парней в грабителей и убийц.

Про ГРАЧЕЙ.

«Грачи» - художественный фильм моего детства, имевший шумный прокат в начале 80-х... взрослые по поводу фильма шумели, но зачем, почему шумели, мне в десятилетнем возрасте было не понятно. Наверное хладнокровие убийц, запредельное по тем временам для советского кинематографа, цепляло за живое... да ещё в исполнении обаятельнейшего и любимейшего Леонида Филатова - разрыв шаблона. А возможно разрыв шаблона был совсем в другом месте - под художественный фильм, на самом деле, замаскирован фильм документальный... поэтому кино это было и остаётся не про фантазии режиссёра, а про реалии того советского времени - на самом деле фильм не о парадном, а о НАСТОЯЩЕМ СССР, который был сложным криминальным миром местячковых авторитетов, из которого в 90-е выросла простая криминальная война организованной преступности.

Фильм прямо, без всякой двусмысленности, говорит о том социальном лифте СССР, разговор о котором в СССР был табуирован до полного замалчивания проблемы, как будто этой проблемы не было, а она не просто была - в ней жили и взрослые и дети того времени, и именно об этой, о настоящей жизни советского народа этот фильм. Для того времени это, конечно, шумное произведение.

Фильм не отвечает ни на один вопрос, зато ставит вопросов предостаточно:

1. Почему Грачи, живущие всю жизнь в глубокой провинции в ветхой халупе в нескольких метрах от железной дороги - на самом дне, в бомжатнике, как сказали бы сейчас, одеты как дети столичных дипломатов? В «штаны иностранного производства» по выражению судьи.

2. Почему Грачи одинаково хорошо владеют двумя языками - гражданским и криминальным, и криминальный язык используют не для общения друг с другом, что было бы логично, а для защиты / нападения во время конфликтов с гражданским обществом?

3. Почему Грачи бегут в другой город после «драки с мальчиком» по выражению их матери? Я вот, например, как раз в то время дрался с мальчиками почти ежедневно, но моей семье ни разу не пришлось бежать в другой город. Что это за мальчик такой должен был быть тогда, после драки с которым пришлось бы бежать всей семьёй?

4. Почему младший Грач разрывается между братом и правдой до потери сознания? Как будто из двух правд должен выбрать одну, а на самом деле выбора нет - обе правды это одна и та же правда.

5. И самый главный вопрос, вопрос судьи, оставшийся в фильме без ответа - независимым ОТ ЧЕГО хотел вырастить старший брат младшего? От морали? От общества? От халупы? От себя? Этот вопрос - главный вопрос этой темы, главный вопрос этого лифта... кого поднимает этот лифт мы более-менее понимаем - его пассажиры у нас перед глазами, но вот КУДА поднимает их криминальный лифт СССР?

В Википедии, под кратким изложением содержания этого фильма, есть ссылки на авторов, которые пытались исследовать феномен именно криминальной стороны советского строя. Видимо, уже после краха СССР. Наверное можно попытаться разобраться в этой теме, если есть к ней интерес. Но у меня есть подозрение, что ответа на главный вопрос фильма не будет. Вернее так, можно найти массу ответов на вопрос судьи «От чего?» - пусть даже от советского строя, от государства, от общества... но так и останется без ответа вопрос «Куда?» Ведь те, кто как и я, жили в СССР - помнят, что социальных лифтов у нас тогда было с десяток, но СССР был одноэтажным зданием.

Поэтому по-молодости забравшись в тот или иной лифт мы усиленно делали вид, что едем на нём - нажимали важно на кнопку тысячного этажа, сами изображали «как работает трансформатор» - у-у-у-у-у, сами потряхивали кабину, в конце концов годам к сорока лифт наш становился загаженным нами настолько, что нам приходилось вылезать из него куда-нибудь в чистое поле, зарываться с головой в стог сена, и плакать.

Ни один советский социальный лифт не вёз никого никуда. Все так и оставались там, откуда пытались уехать, от чего пытались стать независимыми. Мудрыми были те, кто оставался собой, не бежал от себя. В общем - фильм хороший. Возвращает в 80-е как на машине времени, и ты опять видишь себя пацаном, царапающим на стене лифта свою судьбу.

Evgeny Papshev

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Mail.ru VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.