Гроза над Русью
XVI век. Иван Грозный периода опричнины, с его чрезмерной тягой к авторитаризму и жестокостью. События описываются на примере жизни князя Серебряного. Художественное осмысление исторических событий XVI века основано на сюжете романа писателя А. К. Толстого «Князь Серебряный».
Фрагмент
- Фильм снят по мотивам романа Алексея Толстого «Князь Серебряный» (1863).
- Фильм снимался на нескольких площадках в Великом Новгороде и его окрестностях.
Все не слава богу...
Как нарочно: а вот в этом фильме образ царя хорош, но почти что и все. Хочу сразу уточнить, что смотрела сериальную версию, четыре серии чуть меньше часа каждая.
Вторая экранизация «Князя Серебряного». Сценарий практически тот же, что и в «Царь Иван Грозный», половина эпизодов дословно совпадают, а вот актеры другие, режиссер другой, и хронометраж в два раза больше.
Изначально был один проект, но авторы разругались... а вот не разругайся они, может быть, было бы идеально.
Царь в исполнении Борисова продуман и сыгран очень хорошо. Тут Ивана последовательно представляют как человека умного, холодного, жестокого, глубоко неискреннего, который никому не верит и никого не любит. Внешне спокойный, ироничный, и, казалось бы, даже эмоциональный, а внутри - чем дальше, тем яснее становится - бездушен, космическая пустота. Психопатия в клиническом смысле - только он человек, другие - не люди. Других не существует.
А вот остальные... какой-то провал кастинга. Маловразумительные лица, блеклые и сырые образы, часто - небрежная игра. Серебряный староват и почти всегда равнодушен, Басманов - некрасив, Малюта - нестрашен, Вяземский - вообще никакой, юродивый - совершенно не юродивый, разве что Годунов и Михеич неплохи.
В том фильме мотивацию не продумали только царю, а тут кроме царя - никому не продумали. С чего Серебряный простил Елене ее брак с Морозовым, ведь она тут ничего не объяснила? С чего она приняла то самое решение - тоже неясно, просто так, видимо (в книге было одно объяснение, в первой экранизации - другое, а тут его вообще нет). При этом множество экранного времени занимают всякие унылые пейзажи и общие планы, кто-то куда-то едет, опричники с царем молятся в сотый раз, стоит какая-то церковь...
Зато те два эпизода повести, которых в первой экранизации мы не досчитались, тут есть: попытка тайного убийства царевича и братание Серебряного и младшего Скуратова (опять же без попытки продумать мотивацию, что-то так раз, и побратались, хотя видят друг друга второй раз в жизни). Еще одного не досчитались и там, и там: Басманов и не думал биться с татарами вместе с Серебряным. Плюс еще несколько исторических (и полуисторических) моментов, которых в повести не было: танец Басманова в женском платье (левый, кстати, совершенно, момент, при всех, значит, он готов себя вести как дешевая публичная девка, а наедине с царем - чисто деловые отношения, опять же, непродуман образ), истязание посла Курбского, отцеубийство в семье Басмановых и финальный эпизод, отраженный в одной известной картине... это было неплохо включено в ткань сюжета. А вот медведем Серебряного тут не травили... видимо, медведя не нашлось.
Скучная операторская работа, но зато очень проникновенная музыка в финальных титрах каждой серии.
В общем... вот взять бы Грозного и музыку отсюда, остальное - оттуда, режиссера, оптимально, вообще какого-нибудь третьего, матчасть уровня классического «Ивана Грозного» - и был бы идеальный фильм.
Но образ Грозного хорош. Хотелось бы, правда, и других трактовок, но именно как версия - отлично.
Думаю теперь, смотреть ли нашумевшего «Царя» 2009 года?..
Фюльгья
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.