Грузинская хроника XIX века
Опоэтизированная хроника событий, происшедших в одной из грузинских деревень конца ХIX века, когда ради спасения леса немногочисленная интеллигенция смогла собрать народ и выступить против промышленников…
Приз за режиссуру, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Мангейме.
Историческая экзистенциальная притча
В фильмах о прошлом грузинские художники на рубеже 70-80-х годов не отказывались от поэтических форм, которые, тем не менее, растворялись в самом течении повседневной жизни (как в «Древе желания» Тенгиза Абуладзе) или сознательно разрушались, как в «Грузинской хронике XIX века», которую, вслед за «Пасторалью» Отара Иоселиани, несмотря на имеющиеся в ней условности, можно назвать прозаической притчей. Кстати, эти условные детали в ленте Александра Рехвиашвили отнюдь не выглядят символично - они точно вписаны в реальность и существуют наравне с приметами прошлого. Иносказательна сама реальность. Хроникально снятые лес, город, канцелярия кажутся каким-то фантастическим, нереальным миром. Эта «нереальность реальности» заставляет предположить, что авторов нисколько не интересует историческое бытописательство, минувшее само по себе, которое здесь не более чем метафора.
Реальная проблема фиктивности, мифологичности естественного человека (что ещё показал критик Юрий Богомолов на примере «Пасторали» и «Мачехи Саманишвили») очищена в «Грузинской хронике XIX века» от быта и дана в голом виде. Идеальный герой не в силах бороться с неидеальным миром. Необходим реальный герой с реальной идеей, способной изменить этот мир. И в этом выводе картина Рехвиашвили сближается не только с произведениями метафорического стиля («Древо желания»), но и с лентами прозаического плана, как о прошлом, так и о настоящем, где поиск героя особенно актуален. И всё-таки «Грузинская хроника XIX века», запутывая зрителя уже из-за своего отчасти обманчивого названия, остаётся притчей и несёт на себе печать усложнённой формы предшествующих фильмов «пластической школы» 60-х годов (и тут надо принять во внимание, что постановщик Александр Рехвиашвили прежде был оператором и, в частности, снял замечательную ленту «Пиросмани» Георгия Шенгелаи).
1982
Сергей Кудрявцев
...из книги «3500 кинорецензий»
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.