Гусарская баллада
1812 год. Шурочка Азарова, живущая в поместье своего дяди, отставного майора, мечтает не о балах и замужестве с красавцем поручиком Ржевским, а о сражениях и воинской славе. Начавшаяся война с Наполеоном вдохновляет девушку на ратный подвиг, и она бежит из дома, переодевшись в гусарский мундир. Неожиданно объявившийся в штабе корпуса корнет Азаров быстро становится всеобщим любимцем – он отважен, ловок, никогда не теряет присутствия духа и лихо стреляется на дуэли. Однако молодой офицер почему–то быстро хмелеет и до обмороков боится мышей. © tvcok.ru
- Занимает по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
- На роль Шурочки Азаровой пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих и другие известные актрисы.
- Худсовет возражал против Игоря Ильинского в роли Кутузова, считая комедийного артиста негодным для роли полководца. Чтобы отстоять его кандидатуру, Рязанов пошел на хитрость. Сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней весной. Буквально через пару дней весь снег растаял, и переснять сцену с другим актером было уже невозможно.
- Этот фильм стал дебютом в кино для актрисы Ларисы Голубкиной.
- Фильм был снят специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. Чтобы историческая параллель была как можно более строгой, премьера фильма в московском кинотеатре «Россия» состоялась 7 сентября 1962 года, в день сражения.
- На съёмках фильма была использована небольшая часть костюмов, пошитых для съёмок «Войны и мира».
- На роль поручика Ржевского сначала пробовались Сергей Юрский и Вячеслав Тихонов.
- Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- Считается, что прообраз Шурочки Азаровой - кавалерист-девица Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. Однако создатель персонажа Александр Гладков опровергает это, хотя в фильме есть очень узнаваемые совпадения с «Записками кавалерист-девицы».
Шпагой и пистолетом
В кинематографическую зрелость Советского Союза, казалось, каждый второй фильм был музыкальным. До индийских обязательных танцев на каждой полянке или до многоуровневых голливудских мюзиклов, разумеется, дело не доходило, но, если не музыкальные эпизоды, то отдельные песни, как правило, переживали уходящие в закат картины. Кому-то нравились псевдоевропейские д'Артаньяны и Дульсинеи Тобосские, кому-то экранизации оперетт вроде «Принцессы цирка», большинство же не имело ничего против легкосюжетных «Карнавальной ночи» или «Иронии судьбы». Последним присваивался статус новогодних и гарантировался ежегодный показ по единственным телеканалам.
«Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, хоть формально и выпущена к 150-летней годовщине Отечественной войны с Наполеоном Бонапартом, обладала всеми признаками новогоднего кино. Снег в наличии, розовое шампанское в фужерах, маскарад и ёлки, за которыми таились то партизаны Давыда Васильева, то недомороженные конники Мюрата. И песенка, под которую знатно водить хороводы с повышением градуса, имелась - «Давным-давно». А некоторый исторический флёр вполне заменял привычные картонные домики данного жанра. Да и Снегурочка вышла на зависть всем женским персонажам.
Неопытная в личных и кинематографических отношениях Лариса Голубкина отчаянно бросилась в омут водевильных страстей. Театр разрешает быть робкими Золушками опытным матронам, но в данном случае дымка допущения была полупрозрачной. И поверить в неопознанность кавалерист-девицы при желании можно, а уж сами ситуации музыкальной войны и вовсе не вызывают стремления анализировать их на реальность. Усы Ржевского, кудри Шурочки, что еще нужно, чтобы достойно встретить картину. А её народ принял безоговорочно, чему свидетельствует возведение героя в завсегдатаи анекдотов. До скабрезного поручика такое удавалось лишь Василию Ивановичу с Петькой, после - всего одному изворотливому штандартенфюреру.
«Гусарскую балладу» незачем смотреть от начала и до конца. Включить фильм на любой минуте - значит, гарантированно обеспечить себе смакование выдержанного визуального коньяка. Великосветский троллинг самовлюбленного гусара, лихой галоп по бескрайним полям, задиристые инсценировки дуэлей, издевательский гогот сослуживцев фоном к обескураженному Ржевскому - каждый момент заряжает позитивом, несравнимым с эффектом от потуг современных новогодних мюзиклов с Веркой Сердючкой, Филиппом Киркоровым и прочих Коль Басковых.
Как и положено знаковой картине, «Гусарская баллада» за долгие годы обросла ворохом легенд, мифов и сказаний. Ходят слухи, что автор либретто, сценарист Александр Гладков присвоил текст безвестного однокамерника, сгинувшего в водовороте сталинских репрессий. Поговаривают, что Лариса Голубкина так повредила ногу, прыгая с балюстрады, что пришлось мучиться всю жизнь. Ради участия Игоря Ильинского приходилось оставлять с носом седовласый худсовет. Павлоград, Ржев, Долгопрудный, Гродно и Мариуполь спорят за место жительства Дмитрия Ржевского, периодически устанавливая соответствующие памятники. Выходят книги, фильмы и фанфики, продолжающие тему похождений главных героев. Вдалеке просматривается приближающаяся очередь на беспощадный ремейк.
Коль пунша пламенем лиловым
Все вновь вокруг, все вновь вокруг озарено,
Припев любимый грянет снова:
Давным-давно, давным-давно, давным-давно (из неиспользованного в фильме).
Гимн доблести и чести
В поместье отставного майора Азарова является поручик Ржевский, чтобы исполнить волю своего дяди и жениться на племяннице майора Шурочке. А Шурочка нечаянно выходит к поручику в форме корнета и, почти так же неумышленно, представляется собственным кузеном. До вечера она несколько раз меняет свое обличье и, соответственно, манеру обращения с поручиком. А вечером, в разгар бала, в дом влетает гонец с новостью о вторжении Наполеона. Не долго размышляя, дерзкая и отважная Шурочка едет на фронт - вслед за мужчинами...
В начале фильм антуражем и деталями (поместье, бал, внезапное начало войны) напоминает «Унесенных ветром». Потом, конечно, жанры расходятся: Рязанов снял, естественно, не эпос. Но и классически рязановской картину назвать трудно - присутствует в ней что-то от гайдаевского стиля. Однако в ситком «Баллада», несмотря на характерную завязку, не скатывается - не позволяет во всех смыслах мелодический драматизм.
Снят фильм, чего греха таить, наивно: обмундированной массовки кое-где не хватает, французы как один прекрасно изъясняются на русском, доля условности в тех самых «комбинированных съемках» приближается к театральному уровню, да и монтаж хромает откровеннее, чем было принято в советские пятидесятые-шестидесятые.
«А девкой был бы краше» - слова Кутузова вполне можно адресовать не только Шурочке, но и самой «Балладе»: позволь сюжет перенести все действие в салоны и ограничить демонстрацию оружия лишь ножнами гусарских сабель, обертка могла бы получится изысканной. Впрочем, не внешней красой единой...
Под нескладной «мальчишеской» оболочкой фильма бьется его горячее молодое сердце. Перепетии сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью, в нюансах предостаточно выдумки, а стихотворные диалоги Александра Гладкова - те же гусарские дуэли, только куда остроумнее. Но главное достоинство - игра Ларисы Голубкиной. Герои-женщины в кино, как правило, живут в тени мужских персонажей, порой даже второстепенных. Но не в «Гусарской балладе»! Прекрасная, блистательная Шурочка затмевает не только всех фельдмаршалов и генералов вместе взятых, но и легендарного поручика Ржевского (Ивана Васи... пардон, Юрия Яковлева). Возможно, корнет Голубкиной - то редкостное исключение, что не опровергает правило, а именно что подтверждает его, но, право, лучше семь раз любоваться, чем размышлять и выстраивать гипотезы.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.