Характер / Karakter
Герои этого фильма не сошлись характерами. Непреклонная, жестокая, угнетающая, ломающая жизни и судьбы воля... Железный, неподвластный ни сердцу, ни разуму характер... Ни шага в сторону от намеченной цели, ни копеечной сделки с собственной совестью...
- Экранизация по произведению: Фердинанд Бордевейк
«Золотой телёнок» за фильм и приз актёру Яну Деклеру за творческую карьеру на Национальном кинофестивале в Утрехте, главная премия на операторском МКФ «Камеримаж», главный приз и премия за мужскую роль (Ян Деклер) на МКФ в Париже в 1998 году, приз в программе «Неделя режиссёров» на МКФ в Порту в 1998 году.
Оскар, 1998 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке - «Голландия»
Противостояние
Кинематограф Нидерландов, равно как и фламандская жанровая живопись, издревле тяготел к изображению повседневной жизни, стремясь к максимальной натуралистичности, бытовой правдивости и реализму. Неслучайно, именно документальные фильмы всегда являлись визитной карточкой ведущих киностудий Страны тюльпанов. Художественные картины голландцев порою тоже имели социальную направленность и отражали актуальные проблемы действительности, но их достойные образцы появлялись не так часто, как хотелось бы. И с закатом «золотой эпохи» голландского кино в конце 70-х гг. прошлого века, его престиж вновь повысился лишь после выигрыша «Оскара» лентами «Нападение» (1985) Фонса Радемакерса, «Антония» (1995) Марлен Горрис и закрепившей их успех дебютной полнометражной работой Майка ван Дима «Характер» (1997), экранизированной по произведениям Фердинанда Бордевейка «Древерхавен и Катадрёффе» и «Характер». В центре её сюжета - эпическая история многолетнего противостояния жестокого и властного отца с его незаконнорожденным сыном.
Действие фильма разворачивается в пуританском мире протестантского Роттердама 1920-х гг., где трудолюбие и дисциплина были главными добродетелями, расчётливость и жестокость являлись нормой жизни, а внебрачный ребёнок становился клеймом для обоих родителей. Судебный пристав Аренд Древерхавен, единожды согрешив со своей служанкой Джобой, становится причиной её беременности, а его запоздалое предложение о браке она игнорирует. Оскорблённый поведением строптивицы, служитель Фемиды решает сломить её нрав, вначале действуя напрямую, а впоследствии - уже через подрастающего бастарда Якоба Катадрёффе - всячески стараясь усложнить тому существование. Но в итоге он лишь закалил волю взрослеющего отпрыска, с течением времени ставшего его непримиримым соперником. Зритель знакомится с героями в день смерти пристава, а его сын, как последний видевший Аренда в живых, является главным подозреваемым в убийстве. На полицейском допросе он рассказывает историю всей своей жизни, которая подаётся чередой ретроспективных флэшбэков, сопровождаемых закадровыми комментариями арестанта.
Интенсивные бомбардировки Роттердама во время Второй мировой войны привели к разрушению многих его зданий, поэтому для исторической достоверности отдельные сцены картины были сняты в других европейских городах: Антверпене (Бельгия), Вроцлаве (Польша), Гааге (Нидерланды) и Гамбурге (Германия). И, словно вобрав в себя лучшие традиции культур Старого Света, своей темпераментностью, изысканностью и общей атмосферой, лента ван Дима напоминает и чувственную эпичность Гюго, и притягательный мистицизм Гофмана, и искусный мелодраматизм Диккенса с небольшой примесью тревожной прозы Кафки. Уделяя должное внимание интерьерам, костюмам персонажей и намеренному использованию устаревших голландских выражений, фильм старается предельно соответствовать концепции, духу и тональности новелл Бордевейка. А с кинематографической точки зрения «Характер» близок к так называемой «новой волне» и наследует работам Бертолуччи, Лелюша, Годара и Шлендорфа. Ему свойственны приглушенная цветовая и световая гамма, частое использование внутренних монологов, выверенная операторская работа и аритмия повествования. Но особое место здесь уделено раскрытию центральных образов.
Древерхавен - незаурядная волевая фигура, человек-кремень, безупречно справляющийся со своими обязанностями, вершащий правосудие варварскими и бескомпромиссными способами. Совмещающий в себе безразличие к чужой жизни с решимостью отдать собственную, шальную удаль с остатками сознательно заглушённого милосердия, отчаянное бесстрашие с горечью безответной любви к своей экономке. Джоба - молчаливая мать-одиночка, отчуждённая и нелюдимая, замкнутая и строгая, со своими жёсткими принципами. Демонстрируя твёрдость своей натуры, она не согласилась на свадьбу, отказалась от финансовой помощи и даже не дала ребёнку фамилию папы. «Нам ничего от него не нужно» мантрой звучало всё детство мальчика. Якоб, дразнимый ровесниками ублюдком шлюхи, всего в жизни достиг с помощью решительности, настырности, упорства и унаследованного от отца железного характера. Но при том, что основными антагонистами по сценарию были отец и сын, непримиримый конфликт двух мужчин случился по причине женского упрямства, высокомерия и гордыни.
В результате эта борьба стала наваждением для Якоба, а хроническая потребность доказывать Аренду свою значительность сделала его невольником собственного характера. Справляясь со всеми возникающими трудностями, Катадрёффе целенаправленно следовал намеченным жизненным приоритетам, выучившись на юриста, став партнёром в адвокатской конторе, поднявшись наверх по социальной лестнице, но лишь ценой нравственных уступок, предательства своего внутреннего «я» и безразличия к влюблённой в него коллеге Лорне. Среди главных действующих лиц нельзя выделить положительного или хотя бы нормального героя, любой из которых выглядит строптивцем с неукротимым норовом, пытающимся доказать, что он сильнее сложившейся ситуации. Отец постоянно испытывает своего сына в уверенности, что таким образом сделает его крепче. А тот в погоне за положением и удовлетворением личного эго теряет ощущение подлинного счастья и человечности. И, несмотря на очевидные различия, их взаимная связь сильнее разногласий. Они одинаково безумны, амбициозны и несчастны, да и вообще они - суть одно, плоть от плоти, почти двойники, в бесконечной опустошающей гонке за лидерство, так и не удосужившиеся спросить себя и друг друга: «а стоило ли оно того всё?».
Кирий
Пародия на характер
Фильм Майка Ван Дьема «Характер» после первого просмотра производит довольно странное впечатление. Попробую объяснить, почему.
В основе сюжета лежит, казалось бы, типичная история о человеке из низов, который благодаря терпению и железной воле добивается успеха и высокого положения в обществе. Важную роль в становлении личности главного героя играет его противостояние с отцом - судебным приставом, который несмотря на свой достаток даже не пытается помогать внебрачному сыну, а наоборот вставляет ему палки в колеса.
Иными словами, по формальным признакам «Характер» - это история о преодолении, о выживании несмотря ни на что. Смущает то, что обычно после таких историй хочется прыгать от радости, а вот по окончании этого фильма скорее хочется плакать. Слишком уж сомнительными кажутся все успехи главного героя. Да и его дальнейшая судьба лично мне представляется далеко не в радужных тонах.
Давным-давно мать Якоба Катадрёффе была домработницей у судебного пристава Дреберхабена, который славился своей черствостью и жестокостью. Так уж вышло, что девушка забеременела. Это известие Дреберхабен принял равнодушно, хотя и был холостяком, и тогда будущая мать не медля покинула его дом. Позже Дребенхабен нашел ее и сделал предложение, но девушка с негодованием его отвергла. Она сказала, что никогда не выйдет замуж за Дребенхабена и с тех пор воспитывала сына одна, несмотря на то, что соседские дети называли мальчика ублюдком, а саму ее шлюхой (такие уж нравы были в начале ХХ века).
Мальчик рос и постоянно чувствовал холод в отношениях с матерью. Неудивительно, что достигнув совершеннолетия, он воспользовался первой возможностью стать независимым - занял в кредитном обществе деньги на собственный бизнес. Но прогорел. А после еле-еле договорился с кредитором отдать долг по частям. Столь требовательным кредитором оказался отец Якоба. Чтобы своевременно вернуть ему деньги, Якоб устроился клерком в адвокатскую контору. Однако не только ненависть заставляла юношу усиленно трудиться. Одновременно он вынашивал план начать в конторе карьеру адвоката. Впрочем, и на этом пути его поджидали неприятные сюрпризы...
Так о чем же фильм «Характер»? Это не история успеха. И не повесть о столкновении сильных личностей, как многие пишут. Точнее, и первое, и второе в картине есть, но все это подчиняется некой стержневой идее. Я не берусь ее формулировать, скажу лишь, что на мой взгляд, фильм Марка Ван Дьема - это жесткая и талантливая пародия на «успешных мира сего», на тех, кто вписался в систему, на их болезненное честолюбие и гордыню и, конечно, на их «железный характер», подчиненный не личности, а безликому статусу. А идею, если захотите, сформулируйте сами. Может быть, вам помогут некоторые мои наблюдения.
1. Обратите внимание на то, что теряет Якоб в погоне за успехом и независимостью.
2. В конце фильма послушайте самого Якоба: что он чувствует, когда достигает одной из важнейших целей в своей жизни?
3. Сопоставьте два факта: как обращаются друг к другу служащие адвокатской конторы, и как пытается подписать (но потом передумывает) последний документ в своей жизни судебный пристав Дреберхабен.
Удачи! И приятного просмотра!
8 из 10
Ormandi
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.