Хэммет / Hammett

Хэммет
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 09 Июнь 1982
Режиссёр: Вим Вендерс
Продолжительность: 01:37
Просмотрели: 40

Дэшил Хэммет в 1928 году в Сан-Франциско подрабатывал как частный сыщик в агентстве Пинкертон, расследуя таинственное дело об исчезновении молодой китаянки по имени Кристал Лин.

Трейлер (Youtube)

Каннский кинофестиваль, 1982 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь

Все роли Дэшила Хэммита

Великолепный, изысканно-небрежно на первый взгляд, снятый фильм. На самом деле, здесь, как и коротких расказах самого Хэммета требуется не смотреть, а видеть, или слушать, т. е. слышать, что говорится на экране. Каждая фраза может нести иной смысл, может быть не всегда явный, а то и вовсе случайный.

Например, фраза, «обознался. Перепутал со своим приятелем, вместе в цирке работали» - не напоминает ли вымышленную организацию из произведения Ле Карре - МИ-6, иначе именуемую «Цирк»? Это роман и одноименный фильм «Шпион, выйди вон!».

А фраза «одной рукой он брал деньги, а другой стрелял. Делать это одновременно у него плохо получалось» и вовсе иллюстрируется дважды, как цитата из рассказа, и повторяется вслух китаянкой, и реализуется в условной «жизни».

Есть и еще невероятно изысканные стилистические моменты, например, когда нам показывают снизу, как Хэммет идет по полу библиотеки, это отсылает к хичкоковскому немому триллеру «Жилец», там тоже являлись «тяжелые следы соседа сверху».

Фильм безусловно рассчитан не на человека, настроившегося на эффектное зрелище-трюки и увеселение, фильм требует некоего умственного, мыслительного сотрудничества вместе с героями, и вместе с тем, это некая параллельная реальность, как «Клевый мир», где печатаемые на машинке фразы воплощаются наяву.

Все неторопливое, без авралов, суматохи и пафосного надрыва, расследование движется как в сомнабулическом сне или забытьи. с некоторой развязной ленцой.

Некоторые эффекты «смазанности» картинки - перекошенные кадры, Хэммет, стоящий наверху лестницы, а под и перед ним, как будто театральный задник и пустая сцена, расплывающееся лицо китайского бодигарда и появляющаяся из видения-догадки, маленькая китайская девочка - этакий путеводный ангел-хранитель, мерцание гаснущего и вспыхивающего вновь красного цвета и настольной лампы в разгромленной квартире - все как будто является наркотическим ли или иным, воображаемым умозрительно, видением.

Музыка, сопровождающая все нарочито неторопливые перемещения героев, рождает эффект ностальгической безмятежности и уверенности в «счастливо-книжном» финале, ведь все это как бы игра «в реальность», но все же не реальность.

Герой Фредерика Форреста такой же худощавый, высокий и элегантно-справедливый, честный, как Дэшил Хэммет с фотографии и его репутация члена Коммунистической партии США.

Присутствуют и почти все необходимые элементы «нуара».

Героиня-боевая подруга Хэммета, столь же элегантно. но не замораживающе-высокомерно красива, достаточно умна и преданна, как секретарша Велда в цикле о Майке Хаммере. Есть и роковая брюнетка-китаянка Кристал Лин.

В фильме отсутствуют намеки на истинного убийцу и истинные мотивы поисков кого бы то ни было, все раскрывается в самом конце, когда выясняется, что нескольких самых богатых людей Америки шантажируют порнографическими фотографиями. Но и это еще не тот самый очевидный конец. Кристал Лин из невинной жертвы превращается в закономерный, логический «продукт» системы незаконного оборота детей, секс-рабынь, наркотиков и прочего грязного бизнеса. Кристал не только училась как соблазнять мужчин, но и как «обороняться», шантажировать, подставлять и убивать их.

И это равноценный обмен.

Кто же в выигрыше?

Хэммет садится за печатную машинку. То ли под его печатными строчками оживают призраки прошлых реальных расследований, то ли наоборот, эти персонажи только рождаются, вызванные к жизни его словом.

Как говорила Кристал Лин, «я торговала своим телом, пока вы наживались на том, что использовали мою историю в своих дешевых рассказах».

И не только она, старый напарник Джимми Райан тоже узнал себя в безымянном старике, научившем героя всему сыскному ремеслу, слежке, наблюдению и как сбрасывать «хвост».

Правомерен ли такой поступок с точки зрения норм морали и нравственности?

Ведь в детективном жанре читатели (и зрители) ждут только развлечения?

В этом фильме персонаж Дэшил Хэммет предстает перед нами и в роли детектива, и в роли писателя, а также как обличитель буржуазного общества и буржуазной морали, можно сказать, как член Коммунистической партии США.

Кто же он, герой Хэммета, безымянный сотрудник сыскного агенства и сам Хэммет?

Это и есть главная интрига картины.

Вот вы и получили красивую тонкую ироничную детективную историю с «хорошим концом», чего еще вам надо?

А зрителю неинтересен ни автор, ни авторская идея, ни персонажи, зрителю интересен сам зритель, точнее его вызванные искусственным путем, через «потрясение нервов» переживания.

Зрители привыкли видеть «героев» с четко очерченными функциями и заявленными возможностями. Этакие ясно читаемые архетипы или типажи, как в итальянских комедиях «дель арте».

Видимо поэтому рядовым американцам (и не только) не понравилось «зерцало» преподнесенное ему Вимом Вендерсом в этой картине. Здесь нет брутальных героев, умных. ироничных, решительных или энергичных Шерлоков Холмсов и Грязных Гарри. Здесь главный герой неизвестно кто - то ли сыщик в отставке, то ли начинающий писатель, то ли опиумный наркоман в китайском притоне.

Зрители путают мир фантазий с реальностью, обманываются и рады своему самообману. Все происходящее в их жизни игра случая и желание приукрасить действительность. Иногда мы создаем себе тот или иной мысленный образ, и тогда нам приходится более-менее соотвествовать чертам вымышленного персонажа. А окружающие нас люди тоже искажают и дополняют нами придуманный типаж. Поэтому писатель становится сыщиком, а потом полицейским обвинителем, а потом посредником и кем-то еще.

И нам тоже иногда приходится играть неких несуществующих персонажей каковыми втайне мы себя считаем. Вот только «потянем» ли мы заявленные нами роли?

Steinvor

Фантазия в стиле «Детектив»

Первая и последняя попытка немецкого классика интеллектуального кино Вима Вендерса вписаться в голливудский мэйнстрим. Поддержку оказал сам Фрэнсис Форд Коппола выступивший продюсером этого дорогостоящего проекта, исполненным в специально отстроенных декорациях. Так что редкий потолок попадёт в фокус ослепительной съёмки стилизованных улочек Чайнатауна и помещений «фальшивого» Сан-Франсиско.

Подобно начальным титрам, извещающим о чистейшем вымысле последующей истории, сам режиссёр открестился от этой картины, по сей день, считая её своей худшей работой. Конечно, классик преувеличивает. Далеко не самый плохой фильм в истории. Более того, даже в чём то новаторский. Ведь именно «Хэммет» - первый фильм, в жанровой индустрии предложивший рассказывать биографическую историю художника стилизацией его же творческого метода. Да, данный фильм не является байопиком, но по законам, которые он предлагает, сняты многие картины позиционирующие себя таковыми: «Караваджо», «Фрида», «Кафка» и т. д. В отличие от вышеназванных работ, Вендерс помещая своего героя в мир придуманных им романов не интерпретирует нюансы биографии реального Дэшила Хэммета, оставляя лишь за героем полицейское прошлое и писательское настоящее.

Коррупция, роковые женщины, китайские секс-рабыни и прочие атрибуты эстетики детективов журнала «Чёрная маска» нужны режиссёру для воспроизведения самого процесса сочинительства. Нельзя сказать, что авторы уловили тонкую грань между вымыслом и реальностью (реализация синопсиса грубовата). В этом плане, куда удачнее шедевр Дэвида Кроненберга «Голый завтрак» снятый 10 лет спустя.

Больше всего «Хэммету» недостаёт иронии. Не острословных перепалок в хэмметовском духе, щедро разбросанных в диалогах, а именно ироничной атмосферы присущей литературе подобного рода, которая соблюдалась даже в самом слабом «чёрном» фильме в 40-е. Да и забавные ремарки носят чисто механический характер. Чувствуется, что Вендерс - человек другой культуры не сумевший раскрыть замысел в должной мере. Также, Фредерик Форрест - странная кандидатура на роль бывшего агента Пинкертона. Он не органичен ни в ипостаси чахоточного литератора, ни, тем более, в образе воображаемого сыщика супермена.

Новаторский подход для своего времени, режиссёр Вендерс, продюсер Коппола - вот три причины, из-за которых любопытно сегодня смотреть это кинотворение 1982 года.

7 из 10

аррмен

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.