Ходули / Los zancos
Профессор местного университета Анхель переживает тяжелый период своей жизни - его жена и две дочери погибли, и большой дом, в котором он остался один, всякий раз напоминает ему об утрате родных. Профессор близок к самоубийству, не в силах пережить случившееся. Но неожиданная встреча с Терезой возвращает Анхелю интерес к жизни. Она молода, привлекательна, живет по соседству и просит Анхеля написать пьесу, по которой Тереза и ее труппа «Ходули» поставят уличный спектакль...
Фрагмент (Кинопоиск)
Венецианский кинофестиваль, 1984 год
Победитель (1):
Премия Пазинетти за лучшую мужскую роль ( Фернандо Фернан Гомес )
Старческие ходунки для Фернан Гомеса
Непрямое, опосредованное высказывание - и сюжет, и тема многих фильмов Карлоса Сауры. Его формула «жизнь - зрелище (спектакль или танец) - жизнь» расшифровывается так: жизнь, опосредованная своей театрализацией, превращением в зрелище, в эстетический факт игры, раскрывает свои тайны и не только обретает обратное действие на спектакль, но может нанести роковой удар тому, кто осмеливается играть с нею. Однако в этой игре жизнь не выхолащивается до эстетической утонченности, она обогащается стихией праздника, ритуала, карнавала. Дионисийской стихией, которая может быть опасна или спасительна.
Отчасти эта поэтика была и эзоповым языком режиссера в эпоху франкизма. Но генералиссимус умер, а барочная стилистика игры отраженьями осталась организующим началом в фильмах Сауры: неслучайно профессор Анхель в «Ходулях», персонаж Фернандо Фернан Гомеса, - специалист по средневековому театру (аллегорическому) и барочной поэзии. В такой игре отраженьями макрокосм оказывается иногда сведен к аллегорической детали. Коробка с муравьями в «Норе» показывает персонажу Пера Оскарссона ужас жизни, сосредоточенной на труде ради пищи (комфорта, роскоши) и размножения. В отличие от настоящего муравейника эта коробка - игрушка и не имеет выхода, это «нора», в которой заперты внешне благополучные супруги. В «Ходулях» такая аллегорическая деталь - сами ходули. Они делают из человека повседневности актера, стоящего над ней и играющего спектакль. Начав писать пьесу для уличных актеров на ходулях, Анхель уже поднимается над землей, впервые оказываясь на мотоцикле - правда, на заднем сидении. Но на ходули ему не подняться.
В своих фильмах 80-90-ых годов Карлос Саура отошел от поэтики притчи, в которой центральный образ - муравьиная нора, фонтаны аранхуэсского дворца как воплощения фонтанов с картины «Сад земных наслаждений» Босха, давшей название фильму, или завязанные глаза - становится ключом ко всей богатой семантике, открывающим связь между множеством разбросанных намеков. На передний план выступила мелодрама. И хотя зрелище - фарс на ходулях - и указано самим названием фильма, и сохраняет свою значимость сюжетного поворотного блока, инсценировка, постановка спектакля уже не тема этого фильма, не смысловая форма, посредством которой режиссер познает мир человеческих отношений. Любовь, воспоминание, старение, смерть - простые мелодраматические темы стали подаваться напрямую. Это было спадом в творчестве режиссера, обеднением смыслового плана, как и плана визуального. Тот чудесный момент в более ранних фильмах Сауры, а также в позднейшем «Я, Дон Жуан», когда зритель не может решить, играют ли актеры всё в ту подразумеваемую «реальность», или это игра в игре, театр в кино, или фантазия, галлюцинация, бред - в таких фильмах как «Ходули», «Стреляй!», «Птичка», да и в «Такси» - был утерян. Но утерян временно.
Xaverius
Антонио Бандерас - Ходули
Карлос Саура. Деревня. Испания. Простота. Старость. Молодость. Печаль. Страсть. Все смешивается, и получается вполне тургеневский этюд. Престарелый и лишенный стимулов для жизни герой приезжает в небольшую деревушку и по его пьесе там ставят спектакль, который разворачивается на упоминаемых в названии ходулях. Сожалея о потере семьи, внезапной смерти в катастрофе, он пытается покончить с собой, но молодая и красивая Бегония его спасает. А это значит, что роман гарантирован и возраст тут не помеха. Разумеется, ее мужчина будет тактичен и вовремя все заметит. Так медленно и «проползет» вся картина. Молодой и непринужденный Антонио Бандерас, уставший от мудрости и так похожий на Тринтиньяна - Фернандо Фернан Гомес и одухотворенная Лаура дель Соль. Просто, страстно и удивительно энергетично. Ровно настолько насколько потребуется герою для последующей воли к жизни.
Замечу, впрочем, что при всем профессионализме Сауры этот фильм, равно как и большинство испанских фильмов 80-х не слишком изыскан. Вернее, класс невысок. Тогда Испания была фактической окраиной кинематографической Европы. Как изменилось все за сравнительно небольшой срок.
6 из 10
cyberlaw
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.