Холодное лето пятьдесят третьего
В глухом сибирском поселке живут на поселении «враги народа»: бывший инженер, а ныне «английский шпион» Копалыч, и «предатель Родины» капитан – разведчик Лузга. Они не знают, что после смерти Сталина и Берии в стране наступают перемены и, возможно, их скоро реабилитируют, но пока власть выпускает из лагерей только «социально близких» - уголовников, снова сбивающихся в банды. Одна из таких банд появляется в поселке, и после гибели милиционера защитить жителей от амнистированных бандитов может только бывший капитан Лузга.
- 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
- Рабочее название фильма - «Ближняя история».
- На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
- Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
- В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
- Съемки происходили в деревне Руга, недалеко от Петрозаводска, с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных - северное лето довольно короткое.
- Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
- После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
- Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
- Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
- Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
- Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
- Фильм снимался летом 1987 года в Карелии и в Москве на Яузском бульваре (заключительный эпизод). Съёмочная группа, за исключением Александра Прошкина, жила в Петрозаводске. Прошкин на протяжении съёмочного процесса жил в деревне Руга, где проходит большая часть фильма.
- Из-за скоропостижной кончины Анатолия Папанова его персонаж озвучивал Игорь Ефимов.
Зима тревоги нашей впереди
Русь, Россия, Российская империя, СССР - многоименная, многоликая... степи, леса... поля, поля, поля... что-то есенинское... бедные селения, скудная природа... что-то тютчевское... что-то знакомое и родное, что еще помнится, и не отболело. Застрявшее в кровавом мороке, в свинцовом тумане: «у меня прадед воевал». Воевал за родину, за Сталина, за девочку, глодающую арбузные корки на руинах Сталинграда. А прапрадед в восемнадцатом за новую, светлую жизнь, против буржуев и мирового империализма, воевал и не знал, чем все обернется. Обернулось все бунинскими яблоками, сгнившими и почерневшими. «Реквиемом» Ахматовой. Расстрелом рабочих в Новочеркасске. Последствиями революции и гражданской, о которых и не думалось и не мечталось. Блоковской, вечной, русской, острожной тоской.
Кумачевая столица, в которой уже давно кислотой и огнеметом выжжено все, что оставалось от Москвы Гиляровского. Коммуналка, испорченные квартирным вопросом и страхом жильцы. Оправдания. Никому не нужные вовсе, но вроде засохло, умерло, а все гложет что-то, что могло бы быть совестью. В другом где. В другом когда. Это уже конец, а начало было холодным летом пятьдесят третьего. Уголовники нападают на деревню, а отпор им дают политические заключенные. «Дай хард» в условиях суровой советской действительности или истерн про двух самураев, в котором перестрелки не мешают драме. Простой и холодный рассказ о сложном и жестоком.
Противостояние уголовников и политических оборачивается противопоставлением врагов истинных и ложных. Амнистированные и счастливые бандиты, с замашками неблагородного Дубровского втаптывают в грязь, туда, где им и место одинаково мифический, как и романтический образ осужденного из блатных песен, и очарование топтанной зоны. Туда, где уже несколько лет как осело все светлое, что было обещано вождями мировой революции. Новое правительство только и сделало, что создало своих собственных «ведьм» - врагов народа, кулаков, буржуев и свой собственный опиум - мечту о красном рае обязательно завтрашнего дня. Пуль, к сожалению, на всех «врагов» не хватило, до печей к счастью еще не додумались, додумались к несчастью до всего остального. Соловки, ГУЛаг, шаги на лестнице темной ночью. И мертвая тишина во всех эфирах. Об этом говорилось кухонным шепотом, об это писалось диссидентами и сумасшедшими. Об этом не снималось вплоть до wind of change. Зато «холодным летом» рассказано было все: про людей лишенных собственного «Я», про потерянные годы, преступления государства против своего народа, про его несправедливость, глупость. С тоской, которая одинаково слышится в музыке Мартынова и песне слепого щегла. Без документальных хроник, без пыток и надрыва - ни к чему все это в стране, где еще живы воспоминания о том, что было до и после 53-го года двадцатого века. О Павлике Морозовом, трехлетних пятилетках и массовой «трудотерапии».
Труд, к которому так отчаянно призывали советские вожди, из обезьяны сделал не человека, а обезьяну трудящуюся, все такую же порабощенную и скованную с другими обезьянами одной цепью. Молчаливый и бездейственный протест против этого «стахановского», бесполезного в итоге труда, против всех этих «кто не работает, тот не ест», против лживых обещаний, карикатур и праведного «рабочего» гнева все, что остается главному герою, после того, как для него закрываются ворота коммунистического рая. С отрешенностью от мира, присущей древним философам, созерцает он водную гладь, под которой звонят колокола мифических городов. И даже уголовный элемент не сразу заставляет его вспомнить о том, что за пределами сознания и внутренней свободы есть живой и неприятный мир.
Русь, Россия, Российская империя, СССР - многоименная, многоликая... Тупая, грязная деревня с вонючим дымком «козьих ножек», почерневшими домами, с толстыми бабами, глупыми девками, мелкопоместными и мелкотравчатыми начальничками, способными только примазываться к чужим успехам. Вот она советская родина - не мать, не жена, не любовница. Русская баба с темным лицом, покрытым глубокими морщинами. Лицом, какое появляется у нее в годы внешне мирные и спокойные, но холодные и гнилые внутри. То самое лицо, что пытались найти поэты, но нашли кинематографисты в героине Усатовой. Немая, перепачканная сажей, неповоротливая - такой веками видится Россия гордому иноплеменному взору. Такой знается всем, кто жил и живет на ее просторах и отрицается, отрицается, отрицается. Вместе с заводскими трубами, из которых вот уже десятилетия не валит дым, заброшенными деревнями, разрушенными церквями, утраченными мечтами, вождем мирового пролетариата, которого давно пора зарыть в землю. Отрицается и забывается, ради очередного светлого будущего, ради очередного рая завтрашнего дня.
Об одном жалею - годы, а так хочется пожить по-человечески...
Жизнь целой страны в одном фильме. Жизнь целого народа уложилась в 102 минуты. Возможно такое? Конечно. И для этого не нужно миллионного бюджета и продюсеров. Нужен лишь хороший режиссер, простой сценарий, тандем блестящих актеров и история своей страны. И вот готов гениальный фильм.
Валерий Приёмыхов - Лузга. Капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили. Ненавидящий нынешнюю власть. Он не считает нужным как-то работать в своей ссылке, страна отплатила за геройство чудовищной неблагодарностью. Все местные жители, кроме девушки, его презирают. Но именно он защищает деревню от банды уголовников, забыв все обиды.
Валерий Приемыхов хотел сыграть офицерскую честь, и у него это получилось. Не потерять человеческое достоинство - вот главная проблема фильма и времени.
Анатолий Папанов - Копалыч. Интеллигент. Бывший главный инженер, осужденный по доносу за шпионаж. Немного наивный. Хочет отработать свой срок, чтобы вернуться к семье и пожить по-человечески. Не получилось...
Анатолий Папанов - человек-скала актерского мира. последняя роль, но какая!
Они не сыграли, а прожили жизнь своих героев. Неравный поединок заканчивается победой, но какой ценой.
Советская власть показана глазами обитателей глухой сибирской деревни. Нет лозунгов, пропаганды. Просто люди, живущие и выживающие в 1953 году, когда начинают происходить большие перемены...
Особенно впечатлила финальная сцена с обалденной музыкой. Среди толпы выделяются неприметные люди, немного сгорбленные от тяжести отбывания срока, с маленькими чемоданчиками, которые были у каждого политзаключенного. Каждый из них герой, потому что пережил страшное время.
Кто-то едет домой, а от кого-то остаются лишь очки, ведь суровая реальность не всем дает возможность вернуться.
10 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Йорик:
Последний фильм Анатолия Папанова…
Переполняет всеми эмоциями . Не характерный для ещё Советского кинематографа антигерой показывает всем кто на самом деле человек, а кто просто мразь. Ну и как однажды об этом фильме сказал сам режиссер: Не ищите виноватых - виноваты все. |
05:37 / 24.10.2015 |
|