Иуда

Иуда
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 20 Март 2014
Продолжительность: 1:47
Просмотрели: 4358

Тайный смысл одного из самых известных библейских предательств не могут разгадать вот уже 2000 лет. Фильм-провокация Андрея Богатырёва «Иуда» по нашумевшей повести Леонида Андреева — это обратная сторона истории Иуды Искариота, апостола-изгоя, и поиск ответа на вопрос: почему на самом деле Иуда предал Христа?

"Иуда" - второй полнометражный художественный фильм режиссёра Андрея Богатырёва. Производством картины занималась компания «АБС», продюсер фильма - Татьяна Воронецкая.
Фильм участвовал в конкурсной программе 35-го Московского международного кинофестиваля. Алексей Шевченков, исполнивший главную роль в фильме, был награждён призом «Серебряный Святой Георгий» За лучшую мужскую роль.

Награды и кинопремии

Кинопремия «Ника»

Номинации:
Лучшие костюмы

Кинофестиваль «35-й Московский международный кинофестиваль»

Победитель в номинации:
Лучшая мужская роль - Серебряный «Святой Георгий» - Алексей Шевченков
Номинации:
Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий»

 

  • Фильм «Иуда» вошёл в конкурсную программу 35-го ММКФ[2].
  • Фильм снимался на Мальте.


 

Экранизация повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». История о взаимоотношениях Иисуса Христа и апостолов, один из которых, вор Иуда, стал величайшим предателем в истории.

Все мы - немножко Иуды

Судя по тому, как наши критики презрительно отмахнулись от «студенческой попытки» экранизировать модернистскую прозу Леонида Андреева, можно подумать, что они толком не ознакомились с первоисточником - короткой повестью «Иуда Искариот», написанной в 1907 году, а уж тем более не пожелали вникнуть в суть явных расхождений с текстом и трактовкой образа Иуды. Закрадывается даже сомнение, что они вообще досмотрели фильм «Иуда» 28-летнего Андрея Богатырёва (а съёмки проходили, когда режиссёру было только 26 лет!), поскольку картина поначалу позволяет, к сожалению, поскучать - и концентрировать ленивое зрительское внимание на частностях и случайностях, что как раз и нашло отражение в ряде поспешных откликов на данную экранизацию.

А между тем «Иуда» постепенно набирает силу и обретает форму внятного и актуального высказывания - не столько на тему гипотетической интерпретации Вечного Предателя в качестве «отражения Иисуса» и чуть ли не истинного носителя Божественного начала (согласно парадоксальной, хотя и намеренно провокационной идее Хорхе Луиса Борхеса, высказанной им в рассказе «Три версии предательства Иуды»). Скорее, следовало бы говорить о своеобразной перекличке с другим кратким сочинением Борхеса - «Тема предателя и героя», виртуозно перенесённым на экран более 40 лет назад Бернардо Бертолуччи в «Стратегии паука» (кстати, скорпион в руках Иуды наличествует в ленте Богатырёва).

Вот и писатель-сценарист Всеволод Бенигсен с подачи молодого режиссёра, который заинтересовался произведением Леонида Андреева ещё во ВГИКе, довольно вольно и раскованно обращается с литературной основой, прежде всего делая более привлекательным, живым и по-человечески понятным образ Иуды Искариота. Но главное - развит и обострён один из ключевых мотивов андреевской версии библейских событий. А именно - то, что звучит в беседах Иуды с Фомой, но особенно в сцене предательства, на аудиенции с первосвященником Анной.

" - А разве дурные бегают от хороших, а не хорошие от дурных? Хе! Они хорошие, и поэтому побегут. Они хорошие, и поэтому они спрячутся. Они хорошие, и поэтому они явятся только тогда, когда Иисуса надо будет класть в гроб. И они положат его сами, а ты только казни!

- Но ведь они же любят его? Ты сам сказал.

- Своего учителя они всегда любят, но больше мёртвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим!».

Сколько раз уже было на протяжении двух тысячелетий, что последователи и приверженцы учения Христа оказывались в большей степени предателями, чем Иуда, извращая и дискредитируя идеи Иисуса, как бы снова и снова распиная «сына человеческого», опошляя и примитивизируя, упрощая и формализируя, низводя философию и мораль христианства к бездушному соблюдению бесполезных обрядов и ритуалов. Не религия - опиум для народа, а искусственная и лживая надстройка в виде института церкви, вся эта клерикальная номенклатура со своей строгой иерархией, схожей с партийными или бандитскими структурами.

А Иуда Искариот был единственным из апостолов, оставшимся с Иисусом из Назарета до самого конца. И тоже пожертвовал собой - чтобы оттенить тьмою свет, а предательством возвеличить Того, Кто Блажен.

Но даже если показывать «страсти Иудовы» преимущественно на крупном плане и со съёмкой с рук, как это сделано в фильме Богатырёва, всё равно найдётся мало желающих хоть как-то попытаться идентифицировать себя с этой «чёрной овцой в апостольском стаде», а уж тем более заявить дерзко и по-юношески: «Я полюбил Иуду».

kinanet

Решай сам, кто я такой!

Упоминая Иуду (чаще всего всуе и нарицательно), люди кривят нос и в полном убеждении (а оно есть чувство) выносят приговор: предатель, вор, подлец, грязный бродяга, грешник, губитель и еще много всего подразумевая. Но может ли человек состоять только из плохих качеств? Вмещать в себе столько зла? Если да, то почему его не постигает кара? Кто он вообще такой? И почему мы не даем ему шанса, если все люди равны и имеют право на ошибки? Почему не пытаемся разобраться в мотивах его выбора?

- Учитель, помоги мне!
- А кто поможет Иуде?

Кто знает, может более ста лет спустя после написания повести (которую ошибочно называют романом) Леонидом Андреевым «Иуда Искариот», настало «нужное» время для её экранизации? Андрей Богатырев, работая над не самым простым материалом, решил отойти от ожидаемой зрителями аутентичности (как было в Страстях Христовых) и сделать акцент на психологической сути сюжета, который не может основываться на библейских канонах, что позволяет режиссеру некоторые вольности даже на ряду с андреевским текстом. Смело и вовремя. Однако простит ли зритель подобное «евангельское самоуправство», - вопрос открытый.

«Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
Леонид Андреев, «Иуда Искариот»

Иуда предстает перед нами чуть ли не равнозначной Христу фигурой (по мудрости), в то время как сам сын божий молча идет во главе своих апостолов и порой кажется, что его вообще нет. Позволю себе дерзнуть, но в фильме Иисус не является ни героем, ни персонажем для зрителя почитаемым, хотя бы потому, что все привычные истины рождаются в диалогах Фомы и сына Симона. «Вы хоть знаете куда идете?», - не унимается Искариот, - «Учитель знает», - в полной уверенности восклицает Фома. Конечно, Богатырев мог бы расширить пропасть между Андреевым и Священным писанием, показав прямое столкновение точек зрения двух главных героев, но второго героя почему-то не нашлось. Фома не в счет.

«Для меня Иуда - Бог криминального мира»
Алексей Шевченков, исполнитель главной роли

Судя по ленте, сложно даже предположить, что Иуда был одним из апостолов Христа. Скорее являясь его скрытым антиподом (только потому-что Иисус показан неубедительным, даже несколько отстраненным от происходящего человеком), Искариот пытается понять что же движет Фомой, Петром и иже с ними? Пускай он вор, нечестивец и заблудшая душа, но однажды спасает Христа от публичной экзекуции. А потом предает или снова спасает? Выбор за Вами.

Prime Time

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.