Иван
На фоне грандиозного строительства первой пятилетки — сооружения Днепрогэса — рассказывается типичная история становления нового человека. Герой картины — деревенский парень — приходит на строительство ГЭС, становится передовым рабочим, коммунистом.
Особо упомянут среди фильмов советской кинопрограммы, удостоенной приза на МКФ в Венеции в 1934 году.
Этот фильм Александра Довженко посвящен постепенному укреплению «классовой сознательности» у рядового участника первых пятилеток. Такой замысел стал возможен именно в период наступления звукового кино по той простой причине, что средствами немого кинематографа его изложение связано с известными затруднениями. Одно дело - резкое противостояние нового и старого, как в предыдущем шедевре режиссера «Земля». Постепенное нарастание напряжения и драматический исход прекрасно обеспечиваются операторской работой и актерской пластикой. Но для эволюции Ивана нужен звуковой материал, приемом интертитров тут уже не обойтись. Но надо уточнить, что звук мало связан с принципами психологизма: приход к более глубокому пониманию задач страны обозначен режиссером вызывающе прямолинейно. Слова и звуки в данном случае прямолинейно идеологичны. И то, что говорят герои, и то, как шумят стройки и заводы, - все это мощно воздействует на героя, который будто заражается самим звучанием эпохи. Кстати, Довженко не отходит от формалистских приемов. Камера очень увлеченно снимает рабочих и их эпический труд, даже радио, которое может ловить беспечные мелодии иностранных станций, все время сбивается на бесконечную перекличку советских городов, рапортующих на разных языках об успехах индустриализации. А зло старого мира, тут совсем уже однозначно отождествленное с крестьянским и отсталым удостаивается лишь пары-тройки гэговых сатирических сцен, которые были бы возможны и в немом кинематографе.
Но настоящей удачей «Иван» не является. Смотрится фильм немного грустно. Очевидно, как в Довженко сталкиваются художник и человек своего времени. Все-таки идейное перевешивает, но не так сильно, как, например, в «Щорсе». Фильм 1932 года жанрово не совсем уловим, пока еще экспериментален на уровне киноповествования, в нем не выкристаллизовался главный герой как композиционный центр, к которому стягиваются все нити сюжета. Иными словами, фильм «Иван» демонстрирует то знаковое перепутье, на котором в 1930-е годы оказывались все значительные режиссеры Советского Союза. Как мы знаем, Довженко свой выбор сделал, и тот оказался, увы, не лучшим.
terenss
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.