Избавление / Deliverance
Четверо отправляются в путешествие в дикую и пустынную местность в Аппалачах. Они спускаются вниз по реке на двух лодках. В их намерения входит просто отдохнуть, развеяться и посмотреть живописные места…
Они не знали, что попадут в засаду к малограмотным местным горцам, головорезам и садистам. Злодеи «рады» туристам из города, им не терпится по-своему развлечься с вновь прибывшими. Для четверых путников наступает решительный момент…
- Экранизация по произведению: Джеймс Дики
Оскар, 1973 год
Номинации:
Лучший фильм
Лучший режиссер (Джон Бурмен)
Лучший монтаж
Золотой глобус, 1973 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (драма) (Джон Войт)
Лучший фильм (драма)
Лучший режиссер (Джон Бурмен)
Лучший сценарий
Лучшая песня - «Dueling Banjos»
Британская академия, 1973 год
Номинации:
Лучшая работа оператора
Лучший саундтрек
Лучший монтаж
Четыре приятеля решают отдохнуть на природе от городских проблем и забот и отправляются в живописное местечко в Аппалачах. Друзья не знают, что в этой пустынной местности обитает племя горцев, жестоких и диких убийц. Спускаясь вниз по реке, туристы любуются красотами окружающего мира, дышат свежим воздухом и не догадываются, что дикари уже подготовили для них ловушку и «теплый» прием. Смогут ли друзья выбраться живыми из здешних мест и противостоять кровожадным головорезам, знающим в Аппалачах каждую тропинку? © Fast-Torrent.ru
Лето, речка, байдарки, компания друзей... Что еще нужно, чтобы весело и с пользой провести долгожданные выходные? В данном случае были все составляющие для приятного времяпровождения. Не было одного - светлого лика фортуны. Видно, кто-то из задорной четверки приятелей-бизнесменов, отправившихся тогда за город, здорово нагрешил в прошлой жизни. Или все четверо стали жертвами сглаза... Версий может быть великое множество, однако факты - вещь упрямая: это приключение, так хорошо начавшись, закончилось трагедией.
Превратив свое низкопробное произведение в захватывающий сценарий, Джеймс Дики совершил нечто вроде подвига. Надо было обладать поистине собачьим чутьем, чтобы просеять всю свою литературную шелуху и получить ядреные зерна напряженнейшего сюжета. Кстати, если кто не в курсе, шериф округа Эйнтри в конце фильма - это и есть наш герой собственной персоной.
За всю свою карьеру в качестве кинорежиссера Джон Бурман, чего там греха таить, снял мало достойных картин. Но его заслуги в качестве продюсера этой ленты переоценить невозможно. Имеется в виду не то, во что он вложил свои кровно заработанные, создавая визуальный ряд картины, а то, как умело он распорядился своим творением, вынеся на суд зрителя окончательный вариант фильма.
Об актерах можно говорить долго и только хорошее. Великолепный актер старого поколения Берт Рейнольдс создал просто монолитный образ Льюиса Медлока - прирожденного лидера, каждое слово которого воспринимается как непреложная истина. Придумать сплав на байдарках вместо банальной игры в гольф, мог только такой человек. Он же организовал все для его блестящего воплощения, от которого были в восторге товарищи. Дебютная роль Неда Битти как нельзя кстати украсила картину. Ему довелось сыграть главную жертву негодяев, на долю которой выпал наибольший позор. Еще меньше повезло Ронни Коксу в роли Дрю. Зрителю Кокс запоминается прежде всего по знаменитой «Дуэли банджо», где он и местный мальчишка-олигофрен устраивают впечатляющий турнир, пытаясь перещеголять друг друга в мастерском владении музыкальными инструментами. Наконец, «Полуночный ковбой» Джон Войт сыграл роль ближайшего соратника Льюиса, который достойно переносит все трудности несчастливой поездки, но везде действует с оглядкой на друга.
Романтический дух натянутого, как гитарная струна, сюжета, тщательно прорисованные и колоритно сыгранные персонажи, живописные съемки красавицы-природы, оригинальное музыкальное сопровождение в исполнении банджо - все это привлекает внимание к фильму и заставляет им восхищаться.
Усилия постановщиков не пропали даром - в 1972 году Американская киноакадемия отметила картину двумя номинациями на премию «Оскар» в главных категориях «лучшая режиссерская» и «лучшая продюсерская работы», тем самым поставив ее в один ряд с такими «жемчужинами» мирового кинематографа, как «Крестный отец» и «Кабаре».
После «Избавления» минуло много лет, многие сотни фильмов были пересмотрены мной за эти годы, но именно эта нестареющая лента до сих пор стоит в ряду моих любимейших.
Stargazer
В семидесятые в Голливуде было модно снимать кино о приключениях яппи в экстремальных ситуациях. Конфликт, в основном, заключался в противостоянии цивилизованных городских жителей и полудиких провинциалов. (Достаточно вспомнить «Соломенных псов» Пекинпы). Вообщем то, для американского яппи экстремальная ситуация - любая, в которой ему приходится соприкоснуться с настоящей жизнью вдали от всех прелестей прогресса, будь то путешествие на каноэ по дикой реке, как в данном фильме, или просто по городским трущобам, как у Мартина Скорсезе в «После работы». Добропорядочные зрители быстро проникались симпатией к незадачливым героям, ассоциируя их с собственной жизнью, и задавались вопросом, как бы они сами повели себя в подобной ситуации.
«Избавление» Джона Бурмана - как раз яркий пример таких картин. Четверо преуспевающих мужчин решают сплавиться на каноэ по горной реке, пока она еще существует, ибо в скором времени эту местность вместе с близлежащим городком превратят в огромное озеро. Любят они, видите ли, активный отдых. А вот местные жители приезжих «отдыхающих» не любят точно. Вскоре им придется схлестнуться в смертельной схватке. На стороне героев фильма цивилизация, закон и, смешно сказать, даже принципы демократии. Ну а на стороне местных грубая животная сила. Единения с природой не получится. Да и какое там единение, если плавание по реке для них самое волнующее событие за всю жизнь. Пора героям познакомиться с понятием борьбы за выживание. Здесь и начинает ощущаться огромная разница между жителями большого города и здешнего поселка. Главные персонажи никак не готовы к подстерегающей их опасности, и им придется найти в себе хоть частицу природного мужества, тщательно забитого городским конформизмом, иначе они просто не смогут остаться в живых. После такого экзамена на выживание герои многое поймут о себе и своих товарищах. Ну а окружающие места скоро поглотит цивилизация, и это, наверно, будет правильно.
Джон Войт в самом расцвете сил прекрасно воплощает в себе образ среднего американца с его представлениями о ценностях, морали и насилии. Очень жаль, что его не удостоили даже номинации на оскар. Есть еще сверкающий волосатым торсом Берт Рейнольдс - самый бывалый из четверых. Вроде бы он силен и всегда знает, что нужно делать. Но пережитые испытания заставят его усомниться в собственном превосходстве.
Режиссер Бурман и иностранный оператор Жигмонд прекрасно справились со своей задачей. Фильм работает и как остросюжетный триллер, и как серьезное размышление о месте человека в мире и его борьбе со стихией, местами производя просто шокирующее впечатление. Отличное кино получилось.
8 из 10
redlob
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.