Кайба / Kaiba
Мир, в котором память человека хранится в чипах, а тело служит лишь переносчиком этого чипа. Каждый может удалить плохие воспоминания, заменив их иллюзией счастья и любви. Вот только в этом случае человек рискует забыть о том, кто он есть на самом деле. С этой проблемой сталкивается и главный герой Кайбы по имени Варп, отправляющийся на встречу приключениям в поиске своего настоящего я...
Трейлер
1 сезон - эпизодов 12
«Кайбу» я начала смотреть целенаправленно, желая чего-нибудь со смыслом и оригинального. Чего-нибудь, где мне придётся по мельчайшим деталям, пуская в ход всю свою интуицию, логику и понимание, дешифровать авторский замысел, который обязательно-всенепременно должен присутствовать. Ибо чувствуешь себя, по меньшей мере, обманутой, если ищёшь смысл там, куда его не вкладывалось. По счастью, в этом плане «Кайба» меня не разочаровал.
В принципе, я была готова к восприятию той реальности, которую предложили нам создатели этого аниме. «Что ж, на этот раз правила игры такие? Хорошо, вникаем». Тем не менее, ощущаешь мимолётную жалость к бедному главному герою, пока безымянному, когда он приходит в себя. Ну и мирок ему достался! Впрочем, не хуже и не лучше других. Просто - своеобразный.
Дальше некоторое время было хорошо, хотя и сложно. И впрямь, непросто понять, что происходит, если обычные средства выразительности практически не задействованы. Ну какая мимика и жесты могут быть у улыбающегося неуклюжего кукольного гиппопотама? Постепенно привязка к внешнему начинает исчезать, теперь уже значение имеют лишь те идеи, которые создатели хотят до нас донести. И вот когда я вникла в происходящее на экране, в то, что именно нам показывают - мне стало по-настоящему страшно. Да что страшно - это было что-то вроде панического ужаса, вызванного той жестокостью, которая царила в этот момент в аниме. Хотелось бы назвать её - бесчеловечной, но нельзя. Ведь это именно человеческое нам демонстрируется, пусть и носители его - странные существа неканонического вида. Крик мачехи, которая продала падчерицу за еду - и поняла, что утратила единственную связь со своими самыми светлыми воспоминаниями, поняла, что совершила непоправимое. Сжавшаяся в кулак рука главного героя, когда перед ним лежало тело девушки, которая ещё недавно была живым существом, надеялась, верила, радовалась - и ему даже не дают её оплакать, переселяя вовнутрь этого не так давно остывшего тела. Акт совокупления одного существа с другим, которое, по сути, является ментальной копией первого, и смерть в результате этого процесса...
Пожалуй, именно то, что в «Кайбе» нет деталей, которые выглядят реалистично, тут смогли найти место такие вещи - и вызвать правильное впечатление. Если в натуралистичном аниме/фильме были бы подобные сцены, они бы вызывали инстинктивное отвращение ещё на внешнем уровне происходящего - а тут всю гамму негативных эмоций вызывает само явление, осознание пороков, а не только их внешняя физиологическая сторона. Кстати, позднее подобный приём мы сможем увидеть в новом аниме той же студии - «Casshern sins» (которое, кстати, вполне может стать одним из самых шедевральных за всю историю анимации). Я на это обратила внимание ещё до просмотра «Кайбы». Когда главный герой, Къяшан теряет осознание и буквально потрошит тело некого робота, из которого вываливаются всякие провода и трубки, единственный аналог которым - человеческие внутренности, мы ощущаем тот же суеверный ужас. И когда мы видим обречённо умирающих человекоподобных киборгов, чьи тела изъедены ржавчиной и коррозией, мы чувствуем то же, что и при виде смертельно больных людей, обезображенных болезнью, минус соответствующее омерзение от самого вида язв и ран. Только там всё показано намного мягче, далеко не так безжалостно, и намного тоньше, хотя бы потому, что там гораздо сильнее привязка к внешней реалистичности, детализированности, в пейзажах это вообще практически возведено во главу угла, потрясая своей красотой и проработанностью.
После того, когда мы осознаём суть того, что происходит, приходит иное понимание: как бы ни выглядели существа и мир, которые нам показывают - фантастично, игрушечно, глупо, - всё же чувства, которые испытывают персонажи - самые настоящие. Страдание, боль, привязанность, дружба, любовь - под какие бы внешние формы они ни маскировались, по сути, они остаются всё такими же. Да, в этом плане мы не увидим ничего нового. Ничего, о чём нам бы не твердили в десятках и сотнях сериалов, в книгах, фильмах... Нам расскажут о том, что родители любят своих детей, а дети - своих родителей, несмотря ни на что. Нам расскажут о том, что любовь ведёт людей через все преграды и миры. Нам расскажут о тех, кто хочет изменить мир, и о тех, кто не хочет остаться в одиночестве, и о тех, кто жертвует своей жизнью... И о многом-многом другом. Да, это всё то же, что мы уже слышали, и будем слышать на протяжении всей своей жизни, ничего принципиально нового не придумано, и человеком придумано быть не может. Вот форма подачи здесь другая, набор поднимаемых проблем отличен от большинства иных произведений, есть своё особенное видение. И это то, что отличает одно произведение от другого, а человека - от иного человека. Поэтому мы можем разными словами говорить об одном и том же хоть вечность - и это никогда не утратит своего смысла. Сделай хоть тысячу аниме на одну и ту же тему - и каждое будет уникальным. Просто некоторые будут уникальнее остальных. «Кайба» - из таких.
Кстати, после половины сериала ужас, обуявший меня поначалу, во многом схлынул. Пришло отчётливое ощущение, что это всё-таки сказка. Пусть местами страшная и беспощадная - но всё же сказка. Этому немало поспособствовали опенинг и эндинг. Нежные, умиротворяющие, они оказывали на меня просто-таки медитативное, гипнотическое воздействие. Они давали надежду, что, несмотря на все творящиеся безобразия, всё же есть в мире что-то такое, сокровенное, светлое...
Впрочем, со второй половины ощущение искажённости предложенного нам мира, вызванное некоторым эстетическим шоком, пропало почти полностью. Действия персонажей перестали быть во многом столь же сюрреалистичными, как и раньше, обнаружился вполне логичный сюжет в психоделических декорациях. Подобный мир начинает казаться вполне нормальным и даже почти обыденным, пусть и немного условным. Смотрящий приобретает твёрдую почву под ногами, средств выразительности, уже мной упомянутых, тут намного больше, и поэтому не надо напрягаться, догадываясь, что ощущают персонажи в тот или иной момент. Здесь оно более-менее разжевано, зато сюжет начинает разворачиваться в полную силу, и внимание концентрируется всё больше на его хитросплетениях. Смотреть становится привычнее, что ли, в чём-то даже приятнее, но часть восхищающей и безобразной харизмы сериала теряется. Зато приходит на смену что-то иное... Поиск себя успешно завершается, но что же находит главный герой во вновь обретённом себе? И как с этим бороться? Или как это принять? И какую же роль сыграет в этом самое яркое чувство, самое сильное воспоминание - любовь?
Да, это сказка. Сказка жестокая, но с надеждой. И даже если будет умирать целый мир, ужасно уродливый и в то же время непостижимо прекрасный, всегда может оказаться, что ещё не всё потеряно. Что-то да будет - после.
Keytee
Мир, где правят деньги. Мир, в котором люди продают свои тела, чтобы их семьи выжили. Мир, в котором доброта наказуема. Мир, в котором происходит массовая промывка мозгов. Мир одиночества. Наш мир...
Пусть вас не смущает, что рисовка здесь так далека от «анимешной» в классическом понимании этого слова, а персонажи больше напоминают игрушки маленького ребенка. Такая грубая, местами сюрреалистическая рисовка - лишь способ отсечь всё лишнее и донести до нас правду о том месте, где все мы с вами обитаем. Среди отзывов встречается мнение, что сюрреализм - это нынче не ново... Но позвольте. Во-первых, сюрреализм в аниме все-таки не так уж часто встречается, а если и встречается, то далеко не всегда так гармонично. А во-вторых, что вообще сейчас в нашем мире может быть ново? Да если завтра объявят о создании машины времени или о прилёте инопланетян, никто не удивится! О чем тут вообще можно говорить? Может быть, тогда вообще записать всё аниме, музыку, живопись и кино, что сейчас создаются, в разряд «это не ново» и выкинуть? Основные стили и направления искусства в наше время определены, поэтому вряд ли кто-то сейчас сможет чего-то достичь своим особым новаторством (но, разумеется, я этого не отрицаю! ). Поэтому думается, что важна все-таки не форма и не ее новизна, а то, что до нас с ее помощью пытаются донести. Если идея фальшива или ничего не несет - то так оно и будет, независимо от того, нарисуют героев в виде кавайных школьниц или кубов с ножками-палочками. Если создателям удается выдавить слезу зрителя - честь им и хвала, и неважно, какими средствами они пользовались.
Первое, что впечатляет - удивительной красоты опенинг, сочетание музыки и видеоряда, потрясающее сознание. Здесь опенинг не является представлением персонажей, не является просто веселой песенкой или каким-то бессмысленным набором отрывков из сюжета, здесь он - часть сериала, погружающая зрителя в этот вымышленный мир. Особенно хочется отметить музыку - от первых кадров опенинга и до конца последней серии она всегда к месту, идеальное сочетание с происходящим на экране, очень атмосферно.
Первые серии фактически являются отдельными историями, рассказывающими о вселенной, где обитают персонажи, а по сути - о нашей Земле, о разных людях, судьбах и характерах, о любви и предательстве, об одиночестве и о героизме. О том, как в погоне за прибылью, властью, очередной вещью или даже мечтой люди способны перешагнуть через моральные принципы и абсолютно забыть то, что их окружает, и перестать замечать то, что дано им природой.
Окончание же сериала посвящается «основной» сюжетной линии, и тут всплывает не менее злободневная проблема - манипуляция сознанием. В Кайбе это проделывается буквально - заменой воспоминаний, у нас же на Земле это происходит каждый день, каждую минуту в сотнях экземпляров по различным телеканалам и под различными соусами. Общество не должно думать, оно должно выполнять поставленные задачи и служить выполнению целей господина. Так уж заведено, что есть богатые, заказывающие музыку, а есть бедные, которые вынуждены под нее плясать. Социальное неравенство в той или иной мере было, есть и будет всегда. По сути, всё, показанное здесь - обличение темных сторон нашего современного общества, представленных в гротескной форме.
Справедливости ради стоит заметить, что в последних полутора сериях все острые углы как-то взяли и сгладились, отчего создалось ощущение, что сюжет завершили «как-нибудь», но, тем не менее, запала первых серий хватает до самого конца.
Всё насколько вымышленное, настолько и настоящее. Но почему нельзя допустить существования такого мира? Почему наш мир является настоящим и серьезным лишь потому, что он трехмерный и «немультяшный»? Говоря честно, то, что происходит вокруг нас, тоже часто выглядит каким-то нереальным. Войны, ведущиеся ради прибыли избранной кучки, насилие и убийства, происходящие вокруг каждый день, непонятно кому нужный экономический кризис, происходящий потому, что кто-то переиграл на бирже. Люди, что это? Неужели такой должна быть жизнь?
Это уникальная вещь с главным героем, так похожим на Маленького Принца Антуана де Сент-Экзюпери, и подобным же одиноким миром, так похожим по ощущениям на мир Neverhood. Все выглядит так просто и искусственно, а на деле здесь всё так же, как и у нас - страдают и умирают люди, друзья предают, вершится несправедливость, но здесь же и дружба, и любовь, и надежда на лучшее. Это аниме о том, что, достигая своих целей, нельзя забывать об окружающем тебя, нельзя пренебрегать мыслями и чувствами других людей. Аниме, чтобы задуматься, кем мы являемся и для чего мы родились на этой земле. О вечном. Шедевр.
buzzy
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.