Канал / Kanał
Фильм повествует о трагической судьбе во время Варшавского восстания 1944 года группы бойцов Армии Крайовы, которая пытается покинуть Варшаву через канализационные каналы.
Трейлер
Хотя польский режиссер Анджей Вайда дебютировал в кино в 1954 году отчасти исповедальным фильмом «Поколение», все-таки первая известность пришла к нему после выхода ленты «Канал». Она получила специальную премию в Канне в 1957 году и была признана своего рода провозвестницей «нового польского кино». Взлет новой киношколы, безусловным лидером которой стал именно Анджей Вайда, к счастью, совпал с общественными переменами как в Польше, так и шире - в Восточной Европе, разумеется, вызванными нарождавшейся «эпохой оттепели» в СССР после смерти Сталина и накануне ХХ съезда. Не случайно «Канал» был показан в Москве во время фестиваля молодежи и студентов, удостоен почетного приза и затем выпущен в наш прокат - в отличие, например, от следующей вайдовской картины «Пепел и алмаз», дожидавшейся выхода на советские экраны 7 лет. Идеологическая система приняла «Канал» благодаря теме варшавского восстания, даже несмотря на неоднозначность, а порой и ощущаемую безысходность трактовки писателем Ежи Стефаном Ставиньским драматических событий, личным свидетелем которых он был сам. А режиссер Анджей Вайда, имевший в юности военный опыт действий в Армии Крайовой, впервые заявил в «Канале» о своем экспрессионистском видении мира со склонностью к героико-трагическому пафосу и к символическим деталям.
Романтизм творческой манеры Вайды в его первых фильмах 50-х годов, в том числе и в «Канале», призван преодолеть острый излом истории и отдельных человеческих судеб. Но уже через три года в «Летне» постановщик придет к осознанию того, что своеобразный «пейзаж во время битвы» приобретает черты искусственности. А в одной из своих последних работ - «Перстенек с орлом в короне» (1992) Анджей Вайда вновь обратился к событиям варшавского восстания, уже с лиризмом и горькой ностальгией, поведав об иллюзиях юных героев
- Золотая медаль среди игровых лент на Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году.
- Британская академия, 1959 год
Номинации: Самый многообещающий новичок (Тереза Ижевска)
- Каннский кинофестиваль, 1957 год
Победитель: Особый приз жюри
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Действие второго, чрезвычайно напряженного и безжалостно графического художественного фильма военной трилогии великого польского режиссера происходит в последние дни Варшавского восстания 1944 года. Три группы поляков, будучи уже не в силах сдерживать противника, отступают в городские "каналы", то есть систему канализации. Зрителю с самого начала предлагают "следить за ними внимательней"; это последние часы их жизни". После того как задан столь пессимистический тон, мы видим, как они пытаются спастись, бежать и жить в условиях подземелья, будучи свободными от угнетения и потеряв идеалы на поверхности земли. Хотя мы знаем, что их ждет смерть, мы также знаем, что свобода вне канализации всего лишь относительная свобода.
Зрителя Вайда не жалеет, показывая смерть, предательства, страдания, самоубийство, плен и отчаяние. Поляки все равно продолжают сражаться в надежде, что они увидят солнечный свет, льющийся в канализацию свободно, а не через металлическую решетку.
И я, взглянув на грязные пучины...
В этой замечательной военной ленте польского режиссера Анжея Вайды легко не разглядеть с первого просмотра всю глубину авторского замысла, сокрытую в общей символичности центрального места действия. Начинаясь как вполне обычный послевоенный фильм с отсутствием батальных сцен и снятыми из-под полы перестрелками, «Канал» плавно перетекает в драму о судьбе целого поколения.
1944 год, Варшава. Восстание против гитлеровских войск практически подавлено, а отдельные группы повстанцев отчаянно пытаются выжить и бежать из города. Маленький отряд, ведомый лейтенантом Задрой, оказывается загнанным в ловушку из городских руин - не в силах более отбиваться, люди решают покинуть город через клоаку. Зловонные и узкие каналы олицетворяют захваченную немцами Польшу в целом, а маленький отряд символизирует военное поколение, у которого вместо будущего были лишь тесные коридоры-судьбы, выход из которых найти крайне трудно. Не важно кто ты по призванию, солдат или пианист - война не щадит никаких сословий. Канал меняет людей - нерешительные становятся героями, вечно бравирующие, напротив, впадают в панику. Кто-то идет на ухищрения ради спасения собственной шкуры, иные сходят с ума от безысходности. Любящая женщина готова километры тащить на себе раненого возлюбленного, наплевав на всех - лишь бы милый сердцу выжил. Переполненная людьми душная клоака становится сущим адом - недаром один из героев фильма лишается рассудка со строками из «Божественной комедии» Данте на устах.
Характер каждого героя, вопреки не слишком длинному хронометражу, раскрыт достаточно емко, причем режиссер старался показать как можно больше различных типажей и характеров, чьи положительные либо отрицательные качества проявляются в критической ситуации. Вайда не винит своих героев в трусости и эгоизме, в какой-то степени он понимает - всему виной разверзнувшаяся геенна войны. Особое место в фильме отведено двум женским образам, ведь вторая мировая лавиной обрушилась на хрупких девушек, разбив вдребезги их привычную и мирную жизнь. Что сильная Маргаритка, исполненная замечательной актрисой Терезой Ижевской, что хрупкая Галинка, сыгранная Терезой Бережовской, уверенной поступью идут к выходу из канализаций лишь благодаря тому, что рядом с ними есть любимые мужчины. Галинка, лишаясь опоры в лице обманувшего и совратившего её сержанта Кулы (Тадеуш Гвяздовский), теряет всякое желание выбираться из клоаки, обретая свой собственный жизненный тупик. Маргаритка же не в силах бросить раненого возлюбленного Яцека (Тадеуш Янчар), а потому её обреченность носит скорее добровольный характер.
Ежи Стефан Ставиньский писал сценарий опираясь на события, увиденные им во время войны, а в композиторе Михале (Владек Шейбал) он отразил себя самого - светского человека, волею жестокой судьбы оказавшегося среди партизан. Интеллигент до последней секунды жизни - в преддверии решающей схватки с немцами Михал сокрушается, что не успел настроить пианино, найденное им в полуразрушенном доме. В могилах второй мировой многие творческие люди нашли свой вечный покой, пережившие же ужасы тех лет обратились в своем творчестве к военной тематике. И в этом был их крик души и своего рода призыв к недопущению новых кровопролитий.
Вывод: В канале все были равны, когда по колени в грязи пробирались к неизвестности. Более двух миллионов поляков сгинуло на полях мировой, поневоле зайдя в страшный лабиринт с множеством развилок.
9 из 10
И я, взглянув на грязные пучины,
Увидел в них несметные полки
Теней нагих и гневных от кручины.
Ногами, грудью, головой с тоски
Они дрались, не только что руками,
Зубами грызли плоть в куски, в куски.
(Данте Алигиери. Божественная Комедия. Ад)
Eriksh
Дантовский Ад в варшавской канализации
Начиная смотреть, я думал, что это просто ещё один фильм про войну, но оказалось - не просто. Первая половина фильма, действительно, показывает нам обычное военное кино про обречённое варшавское восстание 1944-го. Командование терпящей поражение Армии Крайовой решает, что её бойцы будут уходить от немцев через канализационный коллектор. Они спускаются в канализацию, где над нечистотами клубится ядовитый газ, запущенный немцами, и тут стилистика и атмосфера фильма резко меняются. Кино про войну превращается в мрачную метафизическую притчу, в этакую смесь будущих фильмов Тарковского «Солярис» и «Сталкер». Лабиринт канализационных туннелей Вайда сумел показать так, словно это коридоры космической станции, зависшей над океаном Соляриса, или закоулки Зоны, по которым бродят сталкер и его клиенты. Оказалось, что тот киноязык, который с таким блеском развил в своих фильмах Тарковский, был заложен Вайдой ещё в 1956 году. Он создал сильнейший кинематографический образ, показав путешествие по канализационным туннелям как погружение на дно человеческой души или даже ещё глубже - куда-то в ад. Ядовитый газ в туннелях вызывает у солдат галлюцинации, сводит их с ума, они не могут найти дорогу в сторону Вислы, куда им приказано двигаться, они теряются по пути, разбредаются по туннелям, кто-то кончает самоубийством, кто-то погибает в немецких ловушках. Один из бойцов отряда, пан композитор, цитирует «Ад» Данте перед тем, как сойти с ума и отправиться бродить по туннелям вслед за голосами ангелов, которые слышатся ему в этом аду...
В общем, не посмотреть этот шедевр - значит, совершить культурное преступление.
10 из 10
vladimir_chub
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.