Кандидат от Манчжурии / The Manchurian Candidate

Кандидат от Манчжурии
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 24 Октябрь 1962
Продолжительность: 2:06
Просмотрели: 12

Южная Корея. 1952 год. Отряд американских солдат попадает в окружение и только чудом спасшиеся девять человек под командованием Раймонда Шоу возвращаются на родину в США. Раймонд за эту операцию получает почетную медаль конгресса, но он не помнит, ни как они выходили из окружения, ни многих подробностей боя…

Постепенно выясняется, что в Корее военнопленным методом гипноза и психотропными препаратами «промыли мозги», запрограммировав на убийство кандидата в президенты США…

Трейлер Nº2

Трейлер

Оскар, 1963 год
Номинации:
Лучшая женская роль второго плана (Анджела Лэнсбери)
Лучший монтаж


Золотой глобус, 1963 год
Победитель: Лучшая женская роль второго плана ( Анджела Лэнсбери )
Номинации: Лучший режиссер (Джон Франкенхаймер)


Британская академия, 1963 год
Номинации: Лучший фильм

 

Родоначальник жанра параноидального триллера (среди последователей в первую очередь вспоминаются классические «Три дня Кондора», «Принцип домино», «Уикенд Остермана» и более современная «Дорога на Арлингтон»). Учитывая то, что сюжет сильно привязан к теме Холодной войны, кино может показаться устаревшим. Действительно сейчас сложно оценить актуальность ленты, которая, судя по всему, существовала во времена выхода «кандидата» на экран. Немудрено, что и в Штатах данный сюжет не так давно переписали под современные реалии, сняв римейк с Дензелом Вашингтоном и Мерил Стрип.

Пару лет назад меня весьма впечатлил римейк, поэтому и возникло желание, ознакомится с фильмом Франкенхаймера. Надо сказать, что по современным меркам он смотрится вполне достойно. Есть, конечно, наивные моменты и в сценарии, и в манере съёмки, что несколько усугубляется серьёзностью повествования. Если у Хичкока (а Франкенхаймер явно цитирует старика Альфреда) чрезмерная сюжетная неправдоподобность оттенялась фирменной иронией Мастера, то в «Маньчжурском кандидате» этот минус мог бы окончательно убить фильм. Но как ни странно кино всё равно смотрится с интересом и практически на одном дыхании. Видимо сказывается мастерство постановщика, у которого «Маньчжурский кандидат» вроде бы считается визитной карточкой.

По нынешним временам в фильме Франкенхаймера больше смотрится даже не шпионско-политическая сторона сюжета, а драма двух главных героев - поломанных жизнью ветеранов войны в Корее. Оба персонажа отлично сыграны Фрэнком Синатрой и Лоуренсом Харви. Как правило принято хвалить Анджелу Лэнсбери за роль стёрвозной мамаши героя Харви, но я как-то не особенно впечатлил (здесь видимо сказался эффект вечного сравнения одного с другим - уж очень я был в восторге от Мэрил Стрип, исполнившей роль этой фанатички).

А в целом вполне заслуженная классика с впечатляющей работой легендарного Синатры, Харви (о котором можно быть наслышанным по фильму «Домино», где героиня Киры Найтли была никем иным, как реальной дочерью данного актёра) и Франкенхаймера (создателя таких отличных фильмов, как «Любитель птиц из Алькатраса» и «Ронин»).

Omen2007

- In fact it`s one of the few Soviet operations in America that actually showed a profit at the end of the last fiscal year.

- Profit? Fiscal year? Tsk! Tsk! Tsk! Beware, my dear Zilkov. The virus of capitalism is highly infectious. Soon you`ll be lending money out at interest!

Эта «антисоветская фальшивка» до сих пор считается визитной карточкой режиссера Джона Франкенхаймера. Трудно сказать, что сыграло решающую роль - художественные достоинства картины или случившееся через год убийство Джона Кеннеди, но место в «Пантеоне лучших политических триллеров всех времен и народов» «Кандидату» обеспечено.

...Во время войны в Корее патруль из девяти американцев под командой капитана Марко (Фрэнк Синатра) попал в засаду и считался пропавшим без вести, однако три дня спустя благополучно вернулся к своим, потеряв всего двух человек. Спасителем оказался сержант Реймонд Шо (Лоренс Харви), который «захватил неприятельский пулемет, в одиночку уничтожил целую роту китайской пехоты и благополучно вывел отряд с территории, занятой противником», за что и был представлен к высшей награде - Медали Конгресса.

Прошло несколько лет, но воспоминания о тех трех днях не дают покоя капитану Марко. Собственно, воспоминаний как таковых нет: он знает, что все было так, как написано в представлении к медали, и что все солдаты из патруля в один голос заявляют «Реймонд Шо - добрейший, честнейший и самый лучший из людей», но что-то здесь не так. До этой истории солдаты, мягко говоря, недолюбливали этого маменькиного сынка и выскочку из высокопоставленной семьи. Вместо воспоминаний есть кошмары, которые терзают капитана каждую ночь. В этих кошмарах сержант Шо фигурирует в совсем ином свете. Измученный кошмарами, Марко не может больше продолжать службу и его отправляют в бессрочный отпуск по болезни, который он использует для того, чтобы начать собственное расследование...

Выясняется, что те три дня американские солдаты провели где-то в Манчжурии, в «секретном советско-китайском центре по промыванию мозгов», где специалисты из «Института им. Павлова» под руководством доктора Ена Ло готовили из них послушных марионеток, способных под гипнозом выполнять любые приказы, вплоть до убийства голыми руками своего лучшего друга.

Основная задача возлагается на Реймонда Шо - он должен убить кандидата в президенты и тем самым привести к власти своего отчима, сенатора Айслина. Сенатор - ярый борец против коммунизма - в каждом своем выступлении призывает к чистке правительственных органов, которые буквально кишат коммунистическими агентами. При этом он каждый раз называет разное число этих самых агентов, поскольку никак не может запомнить, что ему надиктовала жена. Этот карикатурный персонаж, совмещающий в себе черты Маккарти и Никсона (и, как впоследствии выяснилось, Буша-младшего) в исполнении Джеймса Грегори получился просто замечательно. Жена сенатора и по совместительству зловещая советская шпионка (Анджела Лэнсбери) - вот кто главный кукловод, держащий в руках все нити заговора. (Кстати, актриса, играющая «маму» всего на 3 года старше «сына».) Реймонд презирает и ненавидит отчима и мать, всячески сторонится их, однако в руках у матери есть тайный «пульт управления», мгновенно превращающий сына в раба гипноза, которому он не в силах противостоять. Или все-таки в силах? Ответ на этот вопрос остается неясным до последних минут...

Не знаю, как это выглядело полвека назад, в годы холодной войны, но сейчас «Манчжурского кандидата» невозможно смотреть без смеха. Это чистой воды черная комедия, однако юмор там не в стиле «Остина Пауэрса», а в тяжеловесно-абсурдистском духе «Доктора Стрейнджлава». Особенно гомерически смешны сцены с участием «русских» и «китайцев». Мой любимый персонаж в картине - конечно же, феерический доктор Ен Ло (Khigh Dhiegh). Думаю, только извечной совковой перестраховкой можно объяснить тот факт, что «Кандидат» был запрещен в СССР и соцстранах. Если бы советские власти были чуть посмелее и мыслили менее шаблонно*, они вполне могли бы выпустить его на экран - совграждане знатно повеселились бы!

Однако помимо забавных моментов, есть и просто мАстерские, которые смотрятся интересно и свежо, даже 50 лет спустя. Один из кошмаров Марко - сцена в «центре по промыванию мозгов», совмещенная с заседанием кружка любительниц садоводства - одна из самых сумасшедших и блистательных сцен, которые мне довелось видеть в кино (в римейке** напустили туману и компьютерной графики но так и не смогли придумать ничего интересного); короткая клиповая нарезка партийного съезда замечательно передает атмосферу пандемониума; а сцена покушения наполнена чисто хичкоковским саспенсом. Молодой режиссер прилежно усвоил уроки Мастера и добавил к ним собственные оригинальные находки.

Словом, если вы любите фильмы Хичкока и черные комедии вроде «Доктора Стрейнджлава», то «Манчжурский кандидат»-62 для вас!

-----------------
*...СССР существовал бы до сих пор.

** Несколько слов о римейке 2004 г. Единственное, ради чего его стоит смотреть - это Мерил Стрип в роли матери, чья почти инцестуальная любовь к сыну (Лев Шрайбер) не мешает ей делать из него марионетку (впрочем, кто из матерей не мечтал об абсолютно послушном ребенке?). Анджела Лэнсбери хорошо сыграла в оригинале, но игра Стрип и ее трактовка роли мне понравились больше. Впрочем, на то она и Мерил Стрип! Прочие роли довольно заурядны, особенно в сравнении с работами Харви и Синатры, вместо оригинальных творческих решений используются банальные спецэффекты.

В остальном это абсолютно вторичный, плоский и беззубый политический триллер, в котором все притянуто зА уши, чтобы эксплуатировать классическое название. Я не вижу никакого смысла переснимать эту историю вне контекста «холодной войны». Вместо настоящей Манчжурии и злых комми - нехорошая корпорация «Manchurian Global», которая хочет провести в Белый дом своего ставленника? Тоже мне, открыли Америку! Каждый политик - это чей-то «манчжурский кандидат», только делается это безо всякого гипноза и мозговых чипов, а при помощи старого доброго бабла. Не так эффектно, но гораздо более эффективно.

Кроме того, римейк начисто лишен юмора - непростительный грех в моих глазах. Как говорил в оригинале товарищ Ло товарищу Зилкову: «Развивайте в себе чувство юмора. Ничто так не скрашивает тяжелый трудовой день, как хорошая шутка!»

alex-virt

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.