Режиссер Роберт Швентке является, должно быть, самым известным немецком режиссером. И не за высоколобые картины, не за арт-хаус или авторское видение. Просто творения этого человека представляют собой плоть от плоти Голливуда: «РЭД», «Призрачный патруль», «Дивергент» … Его проект «Капитан» сделан про немцев и для немцев, а до кучи, наверное, для всех остальных европейцев, включая русских. Возвращение в германский кинематограф для Швентке привело к полной потере голливудского лоска. В «Капитане» происходит много шокирующих событий: казни за малейшие провинности, брутальная сцены массовых убийств заключенных, издевательства нацистов над соотечественниками. Последние дни Второй Мировой усилили хаос; хаос, в свою очередь, привел к панике; а паника заставила солдат Вермахта довести свои зверства до красной черты безумия в обмен на возможность прикоснуться к роскошной жизни. Однако самое потрясающее, что есть в «Капитане» — финальная плашка, красноречиво свидетельствующая о том, что этот жестокий и пессимистический мысленный эксперимент основан на реальных событиях, к тому же вполне достоверно переданных на экране.
Снятый в черно-белом стиле «Капитан» настолько же жесток, как и сама реальность последних дней Войны. Вилли Герольд — девятнадцатилетний дезертир. Спасаясь бегством от заградотрядов в сельской местности, юноша нашел форму Hauptmann-а Luftwaffe и взял на себя роль капитана.
Современная культурная среда, а также образование, привели к тому, что немецкие кинотворцы относятся к нацизму со всей серьезностью, в первую очередь, чтобы напоминать своим зрителям об опасности подобных явлений. Пока «прогрессивные» американцы способны на ангажированные антирасистские байопики вроде «Прислуги» или «Скрытых фигур», ну, у современной немецкой нации кинотворчество более… прямолинейное и, самое главное, обращены ленты в день сегодняшний. «Капитан» не стал исключением. Среди самых смелых решений Швентке — желание сделать Герольда симпатичной фигурой, по крайней мере с первых кадров. Сценарий начинается как обычная история о хитро сделанном парне, к которому можно даже проявить сострадание, однако по мере развития событий нацистский мундир делает сове дело. В конце концов «Капитан» заходит в зону каких-то экзистенциальных вопросов о природе человека: неважно, «арийской» он породы или нет. Зло есть во всех, и стала ли капитанская форма тем самым, что спустило с предохранителя молодого идеалиста, о жизни которого до нахождения заветного багажа зритель ничего не знает?
В духе классических психологических исследований эксперимента Милграма, человек начинает распадаться ментально под действием власти униформы. «Капитан» вообще представляет собой хорошую иллюстрацию того, как другие реагируют на авторитетную фигуру и готовы на любые приказы, особенно если их начальник возьмёт ответственность. Пугающий вывод приводит отнюдь не к самопомазанному садисту Герольду как к личности на грани диагноза садомазохизм, а к его интерпретации как катализатора жестокости окружающих. Во всяком случае «Капитан» работает не как драма, а как очень-очень тёмная сатира именно на эту тему: на оправдание людьми своих ошибочных деяний, которые они совершили в первую очередь из-за своей ужасной природы, использовав как оправдание нежелание оспорить приказ лидера.
Швентке окружает своего пустого нигилистического героя персонажами, которые также представляют собой различные крайности: есть больные, есть скромные солдаты (рядовой Фрайтаг — адъютант и «совесть» Герольда), а также нацистские маньяки. В основном же эти фигуры несут слабую смысловую нагрузку; даже офицер, противостояние с которым у Герольда больше искусственное, чем напряженное.
Где-то ближе к концу «Капитан» превращается в настоящий абсурд, содержащий в себе отсылки к «Гибели богов» Висконти и «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. Нельзя сказать, что эти моменты двигают сюжет или нужны для шок-эффектов (или для наслаждения зрелищем, это как рассудить). В отличие от бурного протеста фильмов-вдохновителей, «Капитан», вероятно, больше сосредотачивается на логике соучастия, вызывания амбивалентности у зрителя от созерцания недобросовестных действий. Швентке задает вопрос: будут ли люди вести себя по-другому, если обстоятельства режима повторятся сегодня?
Время от времени «Капитан» страдает от ужаса, как физического, так и метафизического: вряд ли это дурной вкус; это больше похоже на мрачную иронию над одержимостью регулированием и порядком, что возвели в культ различные деструктивные движения вроде нацизма. Единственное, что не кажется двусмысленным, так это комментарии режиссера о том, как история Вилли Герольда в форме «Капитана» ложится на нынешний политический контекст. Замечание киноленты не поддается сомнению: для обращения в нациста достаточно лишь представить «лучший мир», а затем проницательно рассказать окружающим то, что они хотят услышать. Передано это в психологическо-садистской форме, особенно усиливающейся во время депрессивных финальных титров, хотя именно в них не происходит ничего жестокого на первый взгляд: просто экранные фашисты сошли из мира «Капитана» в реальный мир. А последней «вишенкой на торте» этого мрачного антивоенного высказывания служит постер: на нем запечатлена сцена из фильма, в которой группа солдат тянула разбитый автомобиль, с восседающем в нём Герольд на почетном пассажирском сидении. Параллели можно привести вовсе не с бурлаками: афиша отсылает к знаковому изображению американских морских пехотинцев, водружающих флаг на Иводзиме. Вряд ли это можно считать простым совпадением в истории о modus operandi фанатичного культа смерти: когда у солдат кончаются противники, они, очевидно, начинают убивать друг друга.
7,5 из 10
Egorche23
В 2013 году один из заметных режиссёров «авторского кино» Константин Лопушанский по сценарию в соавторстве с Павлом Финном создал фильм «Роль». Главный герой, известный российский театральный актёр, по своей воле решился на нечто большое, чем театр. Решился на нечто иное, чем театральная роль. Он решился «сыграть» другую жизнь. Жизнь реально существующего командира Красной Армии (после гибели которого остались дневники). И перейдя границу большевистской России, погрузился в экзистенциальное пространство страны, построенной на терроре и насилии.
В 2017 году режиссёр коммерческого холливудского мейнстрима Роберт Швентке по собственному сценарию создал фильм «Капитан». Главный герой, ефрейтор-дезертир вермахта, в силу обстоятельств решился выдать себя за несуществующего капитана люфтваффе в последние дни национал-социалистической Германии, построенной на терроре и насилии.
В основу сценария фильма «Капитан» легла реальная история, придав тем самым ужасу происходящего особую глубину. История о дезертире вермахта, сумевшего избежать наказания, и с помощью нескольких дезертиров исхитрившегося организовать казнь арестованных за дезертирство бывших германских солдат.
Весной 1945 года Германия со всей очевидностью для многих (только не для официальной пропаганды) проигрывала войну на Западном и Восточном фронтах. В действующую армию забирали призывников, которых раньше исключали по состоянию здоровья или в силу неподходящего возраста. Поэтому в армии оказалось много солдат, которые либо не желали воевать или испугались ужасов войны. Отсюда многочисленные дезертиры, которым в их бегстве нужна была еда, отсюда и мародёрство мирного германского населения. Голодающее мирное население страхом, ненавистью встречало дезертиров, сдавая их специальным командам или в силу возможностей уничтожая их собственными силами. Немцы против немцев.
Весной 1945 года по приказу рейхсминистра внутренних дел Германии Генриха Гиммлера специальные команды выискивали на территории Германии дезертиров, мародёров и уклоняющихся от службы. Всех их ждала смертная казнь. Немцы против немцев.
На фоне этой (по сути гражданской) войны ефрейтор Вилли Гарольд в форме капитана выдаёт себя за посланника фюрера. Тем самым жизненная история приобретает форму притчи, иносказания. История об афере трусливого и завравшегося ефрейтора превращается в притчу о искушающей силе власти которая держится на терроре и насилии.
Роберту Швентке удалось создать в кадре атмосферу потустороннего ужаса. Максу Хубахеру в образе преобразившегося Вилли Гарольда удаётся передать какие-то мефистофельские нотки в поведении и действиях несуществующего в реальности посланника фюрера со специальным заданием.
Ужас истории во многом становится более зловещим не столько от действий самопровозглашённого уполномоченного, сколько от реакции окружающих на происходящее. Роберт Швантке никого не осуждает, не ищет виновных за происходящее. Он предоставляет возможность сделать выводы зрителю.
Жуткий «театр смерти» к финалу превращается в сюрреалистичный карнавал, отсылая к «Гибели богов» Лукино Висконти. Роберт Швентке остаётся в русле германского кино, художественно исследующего природу национал-социализма и теневую, почти сатанинскую, притягательность власти одного человека над другим.
Моё мнение — хорошо.
7 из 10
Андрей Николаевич
|
|