Китаянка / La chinoise
Небольшая группа французских студентов изучают жизнь Мао, пытаясь найти свое место в мире и понять как меняется мир под воздействием маоизма.
- Съёмки фильма проходили в Нантере и Париже.
Венецианский кинофестиваль, 1967 год
Победитель: Специальный приз жюри
Номинации: Золотой лев
Семь раз отмерь, один - отрежь
Прекрасный фильм. По сути точно дает понять, что оторванные от реальности интеллектуальные изыскания мало пригодны в реальной жизни. И их реализация приведет лишь к очередной войне и страданиям. Но люди год от года продолжают мыслить о новых революциях и новых жертвах ради «светлого будущего».
Как мне кажется, главная причина этой ментальной ловушки заключена в том, что мыслители любого толка упускают самый важный момент. А именно - реализуя пусть даже самую прекрасную добрую и позитивную мысль через революцию-закон-приказ-насаждение и тд, возможно изменить только внешнюю суть, а не ядро жизни. Яркий тому пример - Шариков из «Собачьего сердца». Надеюсь, понятно - сформированный менталитет переделать в новый очень трудно.
Поэтому, чтобы реально что-то поменять, начинать нужно одновременно с изменения воспитания, восприятия жизни и внешнего воздействия. И это изменение должно нести созидание, а не разрушение.
Пример: если ты хочешь, чтобы люди начали сортировать мусор, недостаточно поставить контейнеры «пластик-бумага-металл-пищевые отходы». Для начала нужно объяснить с детства каждому для чего нужна сортировка мусора, что она дает лично человеку и всему, что ему дорого. И когда в голове человека сформируется понимание, тогда он начнет переносить его на реальную жизнь.
И так с любым аспектом жизни - от банальной зарядки до глобального изменения принципа жизни, владения информацией и реализации человека как творческого гармоничного счастливого индивидуума. Поэтому главное - не спешить рубить сгоряча, а хорошо подумать, учитывая по максимуму все модели поведения и управленческие риски. Культура и опыт человечества дает нам место для маневра. Главное, не завязывать при движении глаза, пусть порой поступить так очень хочется.
10 из 10
Нора_Абрикосова
В чем суть нового театра? В отражении реальности.
Авторитетные исследователи «Красного Мая 1968» поставили дату выхода «Китаянки» (24 июня 1967 года) в хронологию важнейших событий которые предшествовали этому знаменитому социальному кризису.
Этот этапный для парижского студенчества фильм является историей пятерых молодых людей: Гийома (актер), Ивонна (маргинальный элемент: или горничная, или проститутка), Вероник (выходец из семьи банкиров), Серж (рабочий) и Анри (химик). На время университетских каникул они все живут в одной небольшой парижской квартире и пытаются постичь идеи Маркса, Ленина, Мао и через это изменить себя и общество.
Этот фильм можно рассматривать как вольное прочтения произведения Достоевского «Бесы». Годар позаимствовал из романа фабулу и некоторые сюжетные линии (имя одного из героев - Серж Кириллов, а это прямая отсылка к Сергею Кириллову, сюжетная линия химика Анри перекликается с линией персонажа Ивана Шатова), но его целью не была экранизация этой книги, для Годара это только оболочка.
«Китаянка» доводит до абсолюта все те кинематографические приемы, которые были начаты еще в «Безумном Пьеро» и других более ранних работах режиссера. Во-первых, принесенный Годаром из театра прием «разрушения четвертой стены» (стирание грани между искусством и жизнью) тут выражен в серии «интервью» которые персонажи дают съемочной группе, периодически мелькающей кинематографической хлопушке. Также эстетика киноколлажа, начатая в «Безумном Пьеро» здесь также получила свое дальнейшее развитие (вставка в эпизоды цитат, съемок деревни, парижской жизни и т. п.).
Но, несмотря на свою политизированность и идеологизированность, этот фильм прекрасно раскрывает сущность левой молодежи. Это выражается в театрализованности действия (примером является разыгрываемая героями Вьетнамская война) «Они были детьми по отношению к марксизму-ленинзму» - сказал один из героев и через это режиссер говорит что марксизм - это не игра. Но ключевой момент - это диалог Вероник с ее преподавателем философии Франсисом Жансоном, который легко опровергает все их тезисы («Вы знаете только то что существующая система вам ненавистна... По тому как вы взялись за это я полагаю что вы не продержитесь и недели».). Также на протяжении фильма звучит песня «Mao Mao» текст которой примерно таков ("Во Вьетнаме гибнут люди, а я все твержу: Мао, Мао,..») И как история показала Годар оказался прав (Лидер «Красного Мая» Даниэль Кон-Бендит сейчас депутат Европарламента от «зеленых» и противник экстремизма). И также Годар предугадал появление леворадикальных террористических организаций (RAF, Красные бригады), в фильме это показывается через подготовку покушения на советского министра культуры Шолохова.
Подводя итог я не буду ставить оценку этому фильму, потому что он не может быть оценен стандартно. Но лучше перед просмотром изучить политическую историю Франции 60х годов, чтобы разбираться в огромном потоке имен (Мендес-Франс, Миттеран, Дебре и т. п.).
Дмитрий Давидович
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.