Клинч
У школьного учителя литературы Федорова был трудный день. Две смены, потом собрание, затем нотация от директрисы, а в его маленькой квартире жена затеяла ремонт. Вдобавок ко всему по дороге домой за ним увязывается незнакомая девушка, которая выхватывает из рук учителя портфель и убегает. Федоров догоняет воровку, она плачет, жалуется на сложную жизнь и вдруг начинает обвинять его в самоубийстве своей подруги и угрожать приездом жениха-бандита. Посчитав незнакомку сумасшедшей, Федоров собирается уйти, не подозревая, что это только начало опасного знакомства.
Мелкий человечек?
Для Голливуда в последние годы характерна некая модная тенденция, когда успешные актёры вдруг переходят в стан режиссёров, достаточно вспомнить режиссёрские экзерсисы Анжелины Джоли, Рассела Кроу, Джоэла Эдгертона, Джона Туртурро и ещё десятка известных актёров. В российском кинематографе актёры почему -то не рискуют брать подобную практику на вооружение. Навскидку можно вспомнить «Две женщины» Веры Глаголевой, более на ум не приходит ничего. Сергей Пускепалис, хорошо знакомый зрителю по фильмам «Метро», «Сибирь. Монамур», «Как я провёл этим летом» и сериалу «Крик совы», решив, что достиг уже многого на актёрском поприще, решил оказаться по другую сторону камеры в своём режиссёрском дебюте «Клинч».
Не задался денёк у трижды учителя года одного из московских районов Виталия Борисовича Фёдорова - девять уроков в две смены, родительское собрание в выпускном классе, взбучка от директрисы за несданные отчёты... А по дороге домой некая молодая особа женского пола выхватывает у него из рук сумку с тетрадями учеников и сбегает. Когда Виталий Борисович догоняет обидчицу и забирает своё бесценное сокровище, та начинает угрожать физической расправой не только над ним, но и над всей его семьёй. И тогда Фёдоров, связав незнакомку, приводит её к себе домой, чтобы на семейном совете разобраться, кто же она такая.
Отечественный кинематограф давно приучил нас к тому, что все его творения делятся на две категории - халявные быдлокомедии и беспросветная чернуха. Сказать честно, не очень весёлое начало «Клинча», наглядно показавшее безысходность жизни главного героя, настраивало на то, что мы получили очередной «Географ глобус пропил», который даст нам вдоволь пищи для размышлений о несовершенстве российской системы образования и проблемах отцов и детей. Конечно, короткий, но достаточно ёмкий монолог Серебрякова раскроет эти темы, однако Пускепалису они кажутся слишком очевидными, и он расширяет их, изображая первобытные инстинкты человека в случае опасности, его безразличие к чужой жизни и смерти метаморфозами Виталия Борисовича перед неизбежным столкновением с ситуацией, из которой нет выигрышного выхода. И Алексею Серебрякову, без сомнения одному из самых мощных и глубоких актёров российского кино, изобразить эти метаморфозы удалось блестяще - его Виталий Борисович временами то «тварь дрожащая», лютой ненавистью ненавидящая всех и вся вокруг, то «власть имеющий», готовый превратиться в хладнокровного убийцу для защиты своей семьи, то махровый романтик, безгранично любящий преподаваемые им предмет. Под стать опытному Серебрякову и дебютантка в большом кино Ася Домская, хотя временами её кривляния в кадре и кажутся излишне наигранными, без её буквально фонтанирующей энергии камерный «Клинч» увяз бы в собственной камерности. А с другой стороны, камерность «Клинча», больше похожего на полноценную театральную пьесу, чем на полнометражный фильм, позволила обоим актёрам, режиссёру и сценаристу выплеснуть всю страсть своего таланта и апеллировать к зрителю, заставляя гадать, реалистичную драму он смотрит или абсурдистскую комедию, и чем же всё это действо закончится - мрачной трагедией или жизнеутверждающим финалом. Предоставим Пускепалису и его сценаристу Алексею Слаповскому право своим фильмом ответить на все эти вопросы, а сами же ограничимся констатацией факта, что «Клинчем» Сергей Пускепалис доказал, что помимо недюжинного актёрского таланта, в нём есть ещё и задатки неплохого режиссёра. Хочется верить, что при развитии в правильном направлении Пускепалис порадует нас ещё не одним удачным режиссёрским экзерсисом.
crazy kinogolik
Настолько хорош, что даже «Би-2» его не портят
Бывает, что вдруг, по совокупности внезапных и неотвратимых причин, ты вырываешься из шершавых стенок повседневности и попадаешь в какую-нибудь дикую ситуацию. Я бы даже сказал, влипаешь. Например, в лес попадаешь. Не радостный изумрудно-июньский, а в промозглый предснежный октябрьско-ноябрьский лес. И ты идешь, потому что стоять нельзя. А идешь, конечно, куда-то не туда. Потому что совершенно не знаешь, куда идти в этом сгнившем буреломе! Сучья рвут твои одёжки повседневности, царапают кожу. Ты непременно поскальзываешься и падаешь в болотень. Вроде и лужа махонькая, а внизу, прочная и всегда казавшаяся незыблемой твердь вдруг сменяется топким илом. И он всасывает тебя вниз. Ты судорожно бьешь руками по ледяной воде, нащупываешь ногами склизклые корешки - лишь бы оттолкнуться, выбросить лицо над водой и резко вдохнуть морозного воздуха. Ты понимаешь, что скоро корешок подведет или ногу сведет судорогой. И всё. Но при этом ты остро чувствуешь, что ничего более замечательного в твоей жизни не было! Что миллионы вчерашних вдохов ты даже близко не ценил так сильно, как этот. И ради этого чувства даже можно принять тот факт, что глоток окажется последним.
Вот собственно и весь фильм «Клинч». Только никаких лесов и болот. Лишь потасканная квартира, лишь безликий спальный район Москвы.
«Клинч» - первая режиссёрская работа Сергея Пускепалиса, известного зрителю больше в качестве актера. На этом поприще он был даже отмечен призом Берлинского фестиваля. Но вот - решил стать режиссером. Да еще и сценаристом.
Но сначала «Клинч» - это, конечно, Алексей Серебряков. После «недавних событий», ставший не только хорошим актером, но и скандальным актером. В кадре начинает он качественно и пугающе одновременно. Возрастной учитель замордован жизнью. Он талантливый педагог, но его раздражает школа, домой ему тоже не хочется. На лице - автоматическая недовольная гримаска усталого интеллигента. На какой-то остановке он выпивает шкалик водки - прячась от всех, лишь бы не уронить честь «школьного мундира». На миг стало боязно, что я попал на новый «Левиафан». Персонаж другой, но так же избит бытием. И много немотивированной водки.
Однако на остановке появляется загадочная незнакомка, и товарищ Пускепалис отпускает пружину сюжета. А я, как собачка на веревочке, несусь ему вслед, едва успевая подбирать лапки и не в состоянии насладиться проносящимся мимо меня бурным действом. Спонтанная кража учительского портфеля порождает цепь совершенно безумных событий, которые перемалывают беличье колесо обыденного существования учителя и его семьи.
И вдруг я узнал фильм! Точнее, не сам «Клинч», а его типаж. Такие картины во множестве снимали в 80-е «перестроечные» годы. Почти в каждой из них в камерной обстановке возникала некая нереально парадоксальная ситуация. Люди в сложившихся условиях теряли привычные ориентиры. И начинались психологические драмы, порою просто крышесносительные! Только вот беда - снимали их плохо. Непрофессионально, без денег, на коленке. На плохой пленке.
Сергей Пускепалис вернул этот тип фильмов на большой экран. Уже в хорошем качестве картинки, с грамотным монтажом, выверенным сценарием. Немалую роль в успешном итоге сыграл актерский ансамбль. Серебряков - молодец. Нелегкую роль эмоционально неуравновешенной главной героини достойно сыграла практически дебютантка Ася Домская. 26-летний Вячеслав Евлантьев убедительно изобразил 18-летнего сына учителя. Но ярче всех была Агриппина Стеклова, сыгравшая жену учителя - она уверенно входит в подразделение моих любимых актрис.
Финал картины ожидаем. Причем, от этого он не стал плохим. Никогда не любил «Би-2», но их песня на финальных кадрах придала последним дополнительной мощи.
9 из 10
ОЧЕНЬДЖА
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.