Когда сталкиваются миры / When Worlds Collide
Группа астрономов предсказывает, что одна из звёзд, проходя через нашу солнечную систему спровоцирует ужасную катастрофу. Приливные эффекты неизбежно уничтожат человеческую цивилизацию и на многие века превратят нашу планету в вулканический ад. Усилия тех, кто не потерял надежду, направлены на постройку космического корабля, своего рода Ковчега, на котором некоторое количество избранных смогут спастись, перелетев на сопровождающую звезду планету.
Оскар, 1952 год
Победитель: Лучшие спецэффекты
Номинации: Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
Звезда по имени Война
Война по-латыни - «Беллум». Блуждающая звезда, которой суждено уничтожить Землю в этом фильме - Беллус. Удивляться столь знаковому названию не приходится - 1951 год, все ждут, что вот-вот грянет ядерная война.
Однако апокалипсических картин, на которые так щедры нынешние режиссёры, в фильме практически нет. Всё происходит довольно чинно и спокойно, и постепенно от этого становится страшней, чем от какого-нибудь «2012». Героиня с бойфрендом-врачом, танцуя в ресторане, обсуждают, стоит ли им пожениться сейчас, чтобы получить от жизни своё, пока Беллус не сжёг Землю. До катаклизма осталось всего ничего - меньше года... Увы, свадьбы не будет; на пути героини возник симпатичный рыжий южноафриканец, пилот, случайно впутавшийся в историю с Беллусом - его использовали как курьера для доставки роковых астрономических фотографий. Такой слегка брутальный - от купюр прикуривает со словами: «Всю жизнь мечтал!»
Сцена за сценой нарастает ощущение близящейся беды, хотя нет ни душераздирающих страстей, ни масштабных разрушений. Даже сама звезда-убийца возникает на экране лишь под конец, разрастаясь день ото дня под чередование листков календаря - «Осталось 10 дней...», «7 дней...», «5 дней...»
Астрономы доказывают, что Земля обречена - их высмеивают в ООН, шельмуют в прессе, но мало-помалу до сильных мира сего доходит, что астрономы правы. Шансов на спасение почти нет - только перелететь на Зейю, планету Беллуса, в надежде, что Зейя пригодна для жизни. Полёт в один конец, едва не «русская рулетка», и спастись смогут очень немногие.
Двое магнатов жертвуют деньги на создание космического корабля-ковчега - причём не для себя, а для молодых, которые продолжат род людской на Зейе. Третий магнат, немного похожий на циничную версию Франклина Рузвельта в инвалидном кресле, требует за свои деньги пост N 1 в проекте «Ковчег», но астрономы кивают ему на двух первых спонсоров: «Эти-то для других старались, а сами остались».
Всего в ковчеге 44 пассажиро-места, остальные места занимают куры, утки, овцы, козы - как положено со времён Ноя. Из сострадания прихватывают мальца, чудом уцелевшего при наводнении во время прохождения Зейи, а потом и щенную шавку - мальцу понравилась. Но с людьми всё строго, людям предстоит жеребьёвка - тянуть жетоны из коробки, а потом сличать по списку, чьи номера выиграли. Лотерея жизни разлучила влюблённую пару - у парня счастливый номер, у девушки нет. Парень оставляет свой жетон на столе у астрономов...
Вряд ли следует описывать сцены самопожертвования и исступлённого эгоизма, которые разыгрываются перед стартом ковчега, когда последний красный ветер уже бушует над Землёй, а Беллус занимает полнеба.
За искренность и человечность этому фильму прощаешь мелочи, которые в другом фильме улыбнули бы - анораки цвета хаки вместо полётных костюмов, хлипкие кресла из гнутых трубок в пассажирском салоне ковчега, какое-то чисто русское пренебрежение к опасности - «А чего его проверять, этот воздух на Зейе-то? Выйдем и посмотрим, вариантов у нас нет!»
Рисованный пейзаж Зейи умиляет - скалы, снега, а чуть поодаль на зелёных лужайках какие-то хвощи растут, цветы-свечи, море простирается... На горизонте высятся явно рукотворные пирамиды, а слева виднеются скалы с очевидными следами обработки, не то вообще искусственные сооружения. Похоже, молодым робинзонам предстоят встречи с местным населением, и исход этих контактов непредсказуем.
Ну, и напоследок пара примет эпохи в фильме.
Во-первых, герои, не будучи гангстерами, лузерами и продавцами наркотиков, курят - и приличные дамы в том числе. Угощают друг друга сигаретами: «А вот попробуйте-ка южноафриканских!»
Во-вторых, совершенно естественным выглядит отсутствие в кадре афроамериканцев, азиатоамериканцев, гомоамериканцев, лесбиамериканок, наркоманов, а также больных СПИДом, раком крови, раком мозга, ДЦП и прочими (ныне киногеничными) заболеваниями. Единственный инвалид (магнат в кресле на колёсиках) отыгрывает по полной и вполне претендует на лучшего героя второго плана, поскольку его достоинство - не параличные ноги, а здоровая голова.
Смотреть всем, кто любит хорошее (aka доброе старое) кино.
8 из 10
Мэцукэ
Деградация современной мейнстрим фантастики на лицо: шестидесятилетние «Война миров» (1953) и «Когда сталкиваются миры» (1951) смотрятся куда убедительнее нынешних блокбастеров типа «Послезавтра» и «2012». Что до последнего, то ветхозаветная идея некоего «ковчега» выглядит гораздо выигрышней именно в варианте 51-ого года.
Удивляет отсутствие фантазии нынешних заокеанских мувимэйкеров, учитывая, что голливудское кино всегда противопоставлялось европейскому в качестве не только более доступного и зрелищного, но и некоего генератора новых идей, пусть и уступающих в драматизме лучшим старосветским образцам. Вялые римейки старых картин - тому подтверждением. Особо отличившемуся «День, когда Земля остановилась» с блеклым Киану Ривзом (сравните варианты 1951-ого и 2008-ого) - гореть в аду киноархивов, пожевывая «Золотую малину».
Не могу сказать, что «Когда сталкиваются миры» - шедевр или хоть намек на него, но это - действительно оригинальное, до сих пор остающееся свежим кино. Шесть лет назад (2005) некто по имени Стивен Спилберг (может слышали о таком?) изъявил желание переснять картину. Мне абсолютно ясны 2 вещи: во-первых, выйдет очередное фуфло (ну наверняка с Ривзом), во-вторых - на этот фильм я не потрачу ни денег на билет, ни 2 часа своего бесценного (в смысле даром) времени.
Научпопфант 50-х - явление несоразмерное с французской новой волной 60-х и немцами 70-х, но всё же явление, оставившее четкий рифленый след в/на истории кино, о чем современным мне создателям остается только мечтать/вспоминать.
8 из 10
whyjay
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.