Комиссар

Комиссар
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 01 Январь 1967
Продолжительность: 01:49
Просмотрели: 16

В разгар гражданской войны, когда части Красной Армии заняли небольшой южный городок, комиссар Вавилова поселяется в многодетной еврейской семье и рожает ребенка...

Трейлер (Youtube)

Фрагмент

  • Фильм снят по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».
  • 29 декабря 1967 состоялось обсуждение фильма на сценарной редакционной коллегии Госкомитета по кинематографии при Совете министров СССР. В результате работа над картиной была остановлена, а Александр Аскольдов был уволен со студии.
  • Фильм был запрещён для показа более двадцати лет.
  • Первый и последний фильм Аскольдова, «Комиссар» без единого показа публике лёг на полку. Режиссёра уволили со студии со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии, лишили возможности работать по профессии.
  • После просмотра «Комиссара» Сергей Аполлинариевич Герасимов не подчинился требованию смыть все негативы фильма: после смерти Герасимова комиссия не нашла в его сейфе ничего, кроме партбилета и единственного негатива фильма «Комиссар».


Ника, 1989 год
Победитель:
Лучшая мужская роль ( Ролан Быков )
Лучшая роль второго плана ( Раиса Недашковская )
Лучшая операторская работа ( Валерий Гинзбург )
Лучшая музыка
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая женская роль (Нонна Мордюкова)
Лучший режиссер (Александр Аскольдов)


Берлинский кинофестиваль, 1988 год
Победитель:
Серебряный Медведь - специальный приз жюри
Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа)
Премия имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри (конкурсная программа)
Премия Международной Католической организации в области кино (конкурсная программа)
Номинации: Золотой Медведь

 

На мой субъективный взгляд в СССР года эдак с 1955/56 по 1966/67 был серебряный век отечественного кинематографа. Начало было положено сильнейшим фильмом - «Сорок первый». А закончилось всё «Комиссаром». Всё что было до... Было до, ну а то что было после...

Вновь мы видим противостояние войны, мира и природы. Военному человеку в очередной раз даётся шанс остановиться, но он им не пользуется. Вновь прекрасно обыгрывается простая истина о том, что Гражданская война не имеет правых и виноватых.

На протяжении всего фильма создаётся впечатление, что все творцы понимают, что это финальный фильм. Всё что будет потом, это будет либо конъюнктура, либо сильно не дотянет, а потому тут прямо-таки кинематографическое пиршество.

Сценарий. Просто и сурово. Именно такой, какой должна быть военная драма. Без экшена, без монументальной боёвки и панорамных сражений. Мало того. В фильме по сути отсутствуют враги. Если, конечно, не считать дезертира, а так же взрывов и канонады.

Диалоги. Они здесь такие что в какой-то момент начинаешь слушать того же Быкова. Который прямо-таки сыплется народной мудростью. Впрочем он не одинок в этом деле.

Звуки. В фильме масса звуков. Здесь вообще всё живёт и даже кричит. Кричит как тем, кто занят в кино, так и тем, кто это кино смотрит. Люди - будьте людьми.

Сюр. В фильме масса вещей, которые и не снились современным корифеям арт-хауса и авторского кинематографа. И это не только сцены солдат с косами посреди пустыни или сцены с лошадьми, здесь вообще каждый второй кадр содержит столько символов, что не разгадать и не понять быстрым набегом.

Картинка. Оператор вообще чудо. С учётом того, что в фильме говорят немного, он создал целую галерею образов и видеоряда, где даже такие не самые центровые кадры, как пушка на фоне голых детей снятая с самых разных ракурсов. Артиллерия - царица полей. Оружие - царь войны.

Саундтрек. Дикое сочетание народных песен и авангардных аранжировок национальных тем. Так всё чётко подогнано как к сюжету в целом, так и к видеоряду в частности...

Актёры. Тут что не герой, то прямо-таки звёздный час. Во-первых, роли получились чрезвычайно разнообразными. Во-вторых, если не брать откровенных статистов, остальные отыграли так, что казалось, что речь не о художественном, а о документальном кинематографе вкупе с прямо-таки космической харизмой и взрослых и детей я просто смотрел и смаковал действие.

Слои. Фильм получился таким вместительным, что тем хватит на десять томов «Война и мир», но, и это удивительно, всем этим веткам и веточкам НЕ было тесно и всем им хватило место выйти, начаться, завершиться и передать эстафету другим.

То что фильм был запрещён, потом стал обрастать некоей легендарностью, думаю, ему на пользу не сыграло. Сейчас восстанавливают много фильмов. Одни расцвечивают, другим добавляют двадцатиканальный звук, ещё чего-то. Этому фильму всё это не нужно. Он хорош тем, какой он есть. Не надо его портить в угоду гламуру мейстрима.

На некоторых форумах я встретил несколько негативных и невразумительных отзывов из серии, «ну вот опять кого-то реабилитировали», встречал я и пару нападок из серии красные/белые на самом деле... Дамы и господа. Открою страшную тайну. Война - закончилась. Появились новые люди, дети играют в другие игры. Вот только мадам Вавилова получив шанс на мир - этот мир не подписывает и продолжает воевать с призраками. Люди, давайте закончим войну. Гражданскую, мировую, освободительную, захватническую. Нас ждут мужья и жёны, нас ждут дети. в конце не буду оригинальничать: Мир вашему дому и вам лично.

EnotSty

Все, кто пишет или рассказывает об этом фильме, в той или иной мере затрагивают тему запрета этого фильма. Некоторые упоминают еще и о том, что после того, как его положили на полку, режиссера обвинили в проф. непригодности, лишили возможности снимать фильмы, выгнали из Москвы. Но от этих разговоров фильм только страдает. Угол зрения на него слегка смещается, и в памяти он остается не как самостоятельное произведение, а как жертва.

Жертва времени, когда свободно творить и мыслить в нашей стране было невозможно? Но ведь этот фильм доказывает обратное. И спустя двадцать лет после постановки он все-таки нашел своего зрителя. Пострадал, но выжил. Пробился. Так в чем загадка? Что в нем не так? Почему его запретили? Вот такие вопросы вдруг вырастают, хочется разобраться, понять. И за этими вопросами все забываешь, а вместе со всем забываешь и те чувства, которые вызвал этот фильм в душе.

Ведь этот фильм - послание душе. В нем ты находишь то сокровенное, то нужное тебе, что заставляет жить и радоваться жизни не смотря ни на что. То человеческое тепло, которое тебе так нужно, ту материнскую заботу, которая тебя окружала в детстве, когда все внимание матери было обращено в одну сторону. В твою сторону. Вот об этом этот фильм.

Фильм о любви. Любви матери к ребенку. Любви мужчины к женщине. Вот и в одном из центральных эпизодов проводится эта параллель, и камера мечется, не зная, что выбрать то ли укладывающую спать своего сына мадам Вавилову, то ли моющего ноги Марии Ефима. То ли колыбельную, то ли простые слова: «Я люблю тебя, Мария». Не в силах разорваться, она сливает их вместе: Ефима, Марию, мадам Вавилову. И превращает их в одну свечку на темном окне. В луч света. Да-да, в том самом темном царстве наших душ.

Ведь это любовь наполняет светом глаза людей и их облик. И это она делает чудо: превращает из черствого сухаря-комссара в любящую мать. И вот она с ребенком идет по улицам городка, и город преображается от ее света. На пустом рынке снова полно народа. Снова в городе мир. Снова стучат молотки. Весело, а не с могильным холодом. Ремонтируют мостовые, чтобы по ним снова ходили матери с младенцами и ничего не боялись. Обычный проход по улице вдруг превращается в какое-то таинство. И уже рабочие откладывают молотки, поднимают глаза и видят свет. Мадонна с младенцем.

А еще фильм о том, что так глубоко сидит в нас наша глупость, что мы можем бросить свое счастье и нестись за какой мифической мечтой. Далекой. Неясной. Непонятной. Ненужной. Страх недостижимости застилает глаза, и человек слепнет. Ничто не замечает. А ведь можно просто проснуться, отбросить сон и улыбнуться миру, увидеть, что счастье рядом. Но не хочется верить пессимистическому концу. Хочется верить в другое, светлое. В праздник. Все равно где, хоть в подвале под грохот пушек, хоть в лагере смерти.

И все же несмотря на конец, этот фильм о любви. О любви в полном смысле этого слова, такой редкой в наше время. О том, что вспомнить о том, что ты человек, никогда не поздно. И значит, есть надежда. А значит, в нашем городе будут ходить трамваи.

maxaon78

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.