Константа / Constans
Главный герой - Витольд, альпинист, устраивается на работу в фирму, организующую международные выставки. Столкнувшись с коррупцией, и не желая участвовать в этом, он становится жертвой подлога и теряет работу, а также мечту об экспедиции в Гималаи. Но желание попасть на место гибели отца, заставляет его не терять веры и стремиться, как можно больше заработать денег. Главной причиной его жизненных неурядиц, есть один фактор, его «константа» - умение оказываться в ненужное время в ненужном месте. © tvcok.ru
Награды и номинации:
Каннский кинофестиваль, 1980 год
Победитель (2):
Приз жюри
Приз экуменического (христианского) жюри
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
Невольный грех
Социалистическое безвременье конца 70-х, Польша за пару лет до всколыхнувшего страну движения «Солидарности». Главный герой- идеалист Витек, не идущий на компромиссы со своей совестью молодой человек, после прихода из армии, сталкивается лицом к лицу с гражданским миром, в котором любое условие быта сковано кризисом общественной морали.
Как всегда католик-рационалист (в прошлом физик) Кшиштов Занусси, заносит «режиссёрский скальпель» в попытке препарировать экзистенциальные глубины человеческой души. Автор показывает укоренившуюся систему коррупционных связей внутри польского государства, вынуждающую любого идти на взаимные сделки. Нисколечко не сочувствуя своему герою, он тем не менее пытается демонстрировать, что есть ещё в мире принципиальные люди, плывущие против течения массового порядка. Однако не забывая отметить, что и их ждёт закономерное поражение.
Как говорится - в попытке просчитать свою судьбу, главное самому не просчитаться. А Витек выглядит здесь явным инородным телом, настраивающим своим наивным чистоплюйством против себя абсолютно всех. Витека всё время «искушают» - друг женившийся на богачке и предлагающий герою быть проще, любимая девушка, желающая видеть его более мужественным и внимательным к ней, наконец смерть, забирающая мать героя и проверяющая его веру. Но он упорно остаётся самим собой, катясь под уклон по «общественной лестнице», в попытке перемножить скоропостижные уходы родителей на момент судьбы, в итоге находя постоянную «злого рока» не внутри, а снаружи себя.
За внешней простотой стиля польского режиссёра, всегда скрываются десятки нюансированных деталей-метафор, ёмких по своему психологическому содержанию. Казалось бы обычная соцреалистичная драма из жизни несогласного «совка», ан нет - это исповедальная композиция, подводящая нас к смыслу того, что ни один человек не сможет стать святым в суете жизни. Заросший бородой (явный религиозный символизм), во второй половине фильма, Витек, пытается быть идеальным, но видно зря он с самого начала - пошёл на невольный блат при устройстве на работу. Стал ли он также совершенен в своей принципиальности, как его умирающая мать продемонстрировавшая подвиг веры, отказываясь от обезболивающих уколов. В безжалостной концовке ленты, Занусси ставит знак вопроса открытого для героя финала...
9 из 10
billfay
Ничто не остаётся неизменным.
«Судьбы не стоит бояться. Судьбу можно просчитать - это расклад вероятностей, статистика. А если что-нибудь можно просчитать, то там уже нет тайны».
Идеалист Витек сам строит себе преграды потому, что не может понять, что жизнь - это не «игра, в которой мы сами устанавливаем правила», как в математике, которая «так далека от реальности». Он собирается ехать в экспедицию в Гималаи, но в аэропорте у него находят деньги, зашитые в куртку его знакомым. На работе он протестует против скрытой контрабанды, в которую вовлечены все работники. Витек выглядит неприспособленным к жизни в этом несовершенном мире со всеми его недостатками и даже не может корректно дать взятку врачу, чтобы перевести свою мать из коридора в палату. Зато играя в спортлото, записывает цифры и вычисляет среднюю величину разброса. Вообще тема коррупции и честности подана режиссёром в довольно трагикомичном ключе, где наивность и откровенность встречаются с равнодушием и материализмом. Единственная отличная реакция на этот счёт - его подруги медсестры, которая утверждает: - «Хорошо, что ты ещё этому удивляешься».
Итог: контроль над случайностями выходит из под контроля, теория вероятности терпит крах, и единственно постоянной вещью в фильме остаются Гималаи, завораживающие своим величием и незыблемостью, своей константой.
Вердикт: классика польского кино от «бывшего» физика Занусси. Оригинальный, содержательный и идейный сюжет.
H0nky
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.