Конвой PQ-17
27 июня 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел караван судов, получивший кодовое название: PQ-17. Путь кораблей с грузами для России лежал через северную Атлантику, где их ждали леденящий ветер, штормящее море и смертельные атаки немецких субмарин и бомбардировщиков.
Но главную угрозу представлял немецкий линкор Тирпитц, одно сообщение о появлении которого заставило английское Адмиралтейство отдать приказ об отводе кораблей прикрытия, а транспортным судам — рассредоточиться и прорываться поодиночке, рассчитывая только на свою удачу, отвагу и мужество моряков.
Японский трейлер
Для начала, немного истории. В рамках ленд-лиза, арктические конвои проходили из Великобритании и США в северные порты Архангельска и Мурманска. PQ-17 стал известен своим разгромом: из 36 транспортных судов СССР достигли только 11, ни один из конвоев не имел таких потерь. Истинной причиной трагедии был линкор «Бисмарк», 24 мая 41-го года, на 5ой минуте боя отправил на дно флагман английского флота «Худ». Спустя три дня, отправив все имеющиеся силы, побросав атлантические конвои, достигнув тем самым максимального численного превосходства, англичанам удалось достичь уничтожения «Бисмарка». Боясь подобной участи побратима «Бисмарка», линкор «Тирпиц» был оправлен в Норвежские фьорды, практически не участвовал в боевых действиях и был потоплен в 44 году авиацией союзников. Однако, только лишь своим присутствием заставлял англичан держать значительные силы для его перехвата. Одно лишь известие о выходе «Тирпица» на встречу каравана PQ-17 стало причиной роспуска конвоя и отхода кораблей охранения. «Тирпиц» так и не встретился с караваном, но сыграл огромную роль в его уничтожении.
Что касательно самого сериала: довольно странный и неоднозначный продукт для оценки. Фильм позиционируется как история самого трагичного ленд-лизовского каравана и как максимально исторически точное кино, на что и намекает историческая хроника в начале и походу повествования каждой серии. Однако это же и губит фильм: во-первых, за основу взят «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля, который сам по себе является больше художественным романом, нежели исторически верным; во-вторых сам фильм построен на людях и эпизодичности, нежели на караване в целом. Собственно вся история и масштабность трагедии заканчивается на исторической хронике, и редких трогающих эпизодах. Фильм слишком кусковатый, перепрыгивающий с места на место; история каравана, как чего-то единого, в сериале отсутствует полностью, лишь дюжина людей, две подлодки, да адмиралтейские начальники СССР и Англии.
Очень много глупостей, которые исходя из логики никак не могли быть в реальности. Сериал открывает настоящие съёмки спуска на воду «Тирпица», с фразой «Создатель немецкого флота, Альфред фон Тирпиц завещал никогда не воевать с Россией». Слова канцлера Отто фон Бисмарка приписали совсем другому человеку, так встречает сериал, основанный на исторической действительности.
Далее, Дадли Паунд, первый морской лорд Адмиралтейства, выслушивает обвинения в собственной глупости от нашего Адмирала. С одной стороны это так, но англичане, помня погоню за «Бисмарком», сделали вполне логичный шаг. Но нашим адмиралам, не имевшим никакого опыта встречи с немецкими рейдерами, и не имевшим представляющего опасности немцам надводного флота, гораздо виднее.
Всего два российских судна со всего конвоя, по фильму единственные, оказавшие немцам хоть какое-то сопротивление, сбив как минимум один бомбардировщик и утопив тараном немецкую подлодку. Единственный случай уничтожения гражданским судном военного, произошёл в лохматом 1918 году между пароходом «Олимпик», старший брат «Титаника», и немецкой подлодки.
И, конечно-же, та самая атака Лунина линкор «Тирпиц», после которой даже сам Николай Александрович утверждал, что не уверен в том, что услышанные взрывы после атаки К-21 были от «Тирпица». В сериале этот эпизод показывает неуверенного в удачной атаке Лунина, предполагающего попадание в эсминец, с последующим взрывом глубинных бомб тонущего корабля. Зато следующий эпизод с немецкой стороны даёт точный ответ, на нерешенную до сих пор историческую загадку.
После этого всего воспринимать фильм можно только как художественное произведение с историческим каркасом в основе.
Художественная сторона смотрится намного лучше исторической. Отбросив чётко слышный русский акцент иностранцев, следить за героями и общим повествованием вполне интересно. Но довольно всё клешировано - если американец, то наглый и жаждущий денег, англичанин чопорный и высокомерный, а русский деревенщина, быстро превращающийся в героя и мастера стратегий. В сериале хороша визуальная основа - корабли, самолеты, ландшафты прорисованы на великолепном уровне. Сразу видно, что создатели забрели больше в дебри визуализации, нежели историчности. Правда, на фоне компьютерной масштабности, слишком блекло смотрятся физические декорации. Чувствуется та самая кусочность повествования.
Снова беда российского кинематографа - и история есть, и визуально фильм смотрится на ура, но только разогнавшись до чего то вкусного, фильм тут же спускается до глупости и не правдоподобности, а ведь это исторический военный фильм, в России грех валить подобную тему. Сериал далеко не провальный, но выпустив бы его после «Брестской крепости» того же Котта, и взяв за основу что-то серьёзнее Пикуля, сериал был бы более ожидаем и создатели отнеслись бы более серьёзно к своему новому творению. История каравана кинематографична и требует лучшего фильма\сериала. А так только не плохой, с гораздо более серьёзной историей в основе, раскрытой лишь на малую часть сериал.
Уже давно озадачен одним вопросом - что заставляло меня лично сопереживать героям фильмов про Великую Отечественную Войну раньше, вплоть до озеровских «Ангелов смерти» 1993 года, и почему это случается теперь все реже (на память приходит разве что «Звезда» Лебедева (2002) да «В августе 44-го» Пташука (2001)). В чем разница между тем и этим кино?
И всего лишь в одном - в погоне за коммерческой оправданностью современных кинопроектов в канву фильма насильно включается все то, что гарантировано даст интерес «толпы» и рейтинг, а значит и кассу, и подчищается все то, что толпа «отрыгнет» и интереса не проявит. Отсюда в современных кино-, а особенно в телепроектах про Великую Отечественную Войну все настолько чистенько и аккуратненько, отсюда в них шаблонность и упрощение драматической составляющей до того, что актерам, порой очень неплохим, играть просто нечего. В старом кино коммерческую составляющую весьма удачно подменяла идеологическая, как раз и требовавшая «правдивости», пусть и односторонней, но нарочито яркой и драматически правильной и выверенной. Пропавшая сейчас, она обрекает на тихое гниение жанр «военного фильма» под слоями таких мелодраматических пустышек, как «Темная ночь» Дмитрия Астрахана, или псевдокомедий уровня «Даже не думай!».
Вот представителем такой же волны прилизанных телепроектов оказался для меня сериал «Конвой PQ-17» о крупнейшем союзническом конвое времен Великой Отечественной, провально дошедшем только лишь на треть живым до Мурманска. Сериал страдает жуткой эпизодичностью в показе событий. Ощущение такое, что создателям не хватило метра и в сериал попало далеко не все. Но с другой стороны - увеличить метраж можно было бы и только лишь за счет именно военных и боевых сцен. Сценарная канва привязана строго к конкретным людям и те военные сцены, что есть в сериале, также строго привязаны к ним. Но «повесть о людях войны» не получилась. Все убила именно шаблонность, скупость и поверхностность сценария, когда драматического эффекта пытаются добиться дешевыми способами. Нет, конечно, все так и было, но в показе Александра Котта, режиссера «Ехали два шофера», это получается поверхностно и шаблонно. И даже при вполне удовлетворительной игре актеров сериал «не цепляет». Обычная современная поделка на «посмотреть перед программой „Время" и в повторе завтра днем». Если кто-то живет именно так - смотрите.
5 из 10
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.