Коридор бессмертия
Маша Яблочкина - простая школьница, которой не повезло, ведь она оказалась однажды в эпицентре боевых действий. Немногим позже Маша и вовсе попала в блокадный Ленинград, где ещё недавнишняя счастливая жизнь превратилась в трагическое существование. Пережив кое-как жёсткую зиму, Мария, дабы отвлечься от жалкого существования, решает поступить на курсы инженера-железнодорожника. Обучившись необходимым навыкам, юная Маша отправляется на строительство стратегически важной магистрали. Всё бы ничего, да проблема в том, что магистраль эта находится в видимости вражеской артиллерии.
Трейлер (Youtube)
Накануне Дня Победы сходила на новый фильм о блокаде Ленинграда, опасаясь, что это окажется очередной зрелищный блокбастер о войне, и одновременно надеясь, что это всё-таки не так. Это, действительно, не так, но с похвалами фильму придётся быть очень осторожной, ибо недостатков в картине хватает. Так и лезет на язык: «Снимали люди в наше время, не то что нынешнее племя»…
Однако, по порядку. Фильм затрагивает малоизвестные события 1943 года, создание так называвшегося «коридора смерти», когда после прорыва блокады в районе Шлиссельбурга, за 17 дней преимущественно женщинами было создано 33 километра железнодорожных путей в непроходимой болотистой местности, грунт возили на санках, можете себе представить, что это такое. А ещё выстроили ледово-свайный мост шириной более километра — прямо через Неву. И всё это под непрерывными авиационными обстрелами, так что работа в районе строительства железной дороги считалась не менее опасной, чем фронтовая. Об этом, действительно, мало кто знает, даже Даниил Гранин, который был консультантом фильма, признался, что не слышал об этой дороге. Этот материал всплыл почти случайно. Дмитрий Каралис писал статью, готовя которую, узнал подробности службы своего отца на железной дороге. Тема, конечно, благодатная и многообещающая для фильма, так что по документальным событиям Каралисом был подготовлен художественный сценарий для Фёдора Попова, который как раз искал сценаристов для проекта о «второй Дороге жизни». А РЖД, тем временем, выделило деньги на съёмки.
Сценарий, имхо, самое слабое место фильма. Возможно, его следовало поручить другому автору. А может быть, Попов перестарался с правками — Каралис так рассказывал о своей работе: «В итоге я писал варианты сценария, а Федор Попов, как режиссер и мой соавтор, безжалостно отсекал все лишнее». То ли он отсёк с ветками и ствол, то ли этого ствола изначально не существовало, но сценарий получился слабым — уж лучше бы он был документальным, без претензий на художественность, которая в фильме почти отсутствует. Основная проблема сценария — он неудачно фрагментирован и собран.
По сюжету две девушки-блокадницы — главные героини — Маша Яблочкина и Соня Вишневская устраиваются обучаться на кондукторов. Кондуктор на эшелоне — это не то же, что кондуктор на электричке, как сначала думали девушки — им предстоит не билетики проверять, а сперва строить эти самые 33 км путей, а затем в составе поездной бригады из 10 человек сцеплять-расцеплять вагоны, дежурить на обдуваемой ледяной подножке состава, заниматься самой разнообразной, но преимущественно тяжёлой работой, и даже в трудную минуту управлять локомотивом. Под активным авиаобстрелом, ибо железнодорожные пути перед фашистами лежали как на ладони, а что может машинист? Его возможности небогатые: затормозить, дать полный вперёд, задымить путь, если удастся выменять у зенитчиков денатурат на дымовые шашки. Состав отправляет в путь начальник, который каждому желает вернуться живым, хотя, кажется, что это как-то чрезмерно, не передовая же, не линия фронта. Однако, из поездок бригада возвращается с потерями.
В фильме показаны две поездки: самая первая, в которую отправляются девушки, и другая — засекреченная, а почему засекреченная, расскажут в конце.
Я бы оставила только одну поездку, и неважно какую — потому что драматизм присутствует в обоих маршрутах: однако, первый показан совершенно хаотично и непонятно, второй — получше, но всё равно сыроват. Может быть, железнодорожникам там всё понятно, вполне, возможно, что даже и большинству мужчин будет всё ясно, но я, седая блондинка, не поняла многих сцен, ну, например, когда все дружно едут на поезде, а потом вдруг героини оказываются на двух отцепленных вагонах, идущих НАВСТРЕЧУ своему же локомотиву. Возможно, они там отцеплялись, но это не оговорено, а если оговорено, то настолько невнятно, что непонятно совершенно. И конечно, скопище этих непоняток вызывает раздражение. Лучше снять не 15 сцен, из которых половина заводит ум за разум, а 3-4, сделанных добротно — от и до, где зритель сможет прочувствовать всё, что авторы хотели показать.
Персонажи. Образы сырые, по большей части штампованные. Интриги между ними нет изначально, что совершенно размывает сюжет. А это реально ощущается, ибо живой немец на экране появится только один, и то в начале, а сюжет держать надо, и сценаристы с этим не справились. Короче, по уровню это не «В бой идут одни «старики» про железнодорожников. И ни что подобное. Это на два порядка слабее. В основном из-за слабой фабулы, сценарных штампов и неудачного монтажа фрагментов.
Однако, есть кое-что, за что фильм стоит похвалить. Во-первых, по большей части, актёрская игра очень даже неплоха. Радует в роли начальника поезда актёр Артём Алексеев — у него хоть и стереотипный, но вполне симпатичный персонаж, за которого переживаешь, да и девочки очень неплохи. Испанский паренёк, добавленный, вероятно, для интернациональности, тоже создаёт вполне привлекательный образ. Во-вторых, есть несколько отдельных хороших сцен, а одна так очень сильная — где героиня читает в клубе стихотворение Ольги Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов», а оно не маленькое, аж семь строф, и до костей пробирает. Откровенно говоря, я бы этот фрагмент из фильма выдернула и вставила в школьную программу, он сам по себе очень хорош.
Ещё очень неплоха сцена, где начальник поезда и капитан-гэбист меряются характерами ("следующая станция — трибунал») и, кстати, гэбист не такая уж сволочь, у него есть своя правда, в том, что он говорит и делает, так что понять его можно. А вот — где женщины лопатами забивают фрица — это как-то не очень. Может, и исторический факт, но не для героического кино. Мы ж знаем, что были и случаи людоедства в Ленинграде, но это не значит, что их надо обязательно на экран выставлять. Если б фильм был об ужасах войны — другое дело. А тут как-то не совсем, мне кажется, уместно. Ну, авторам видней, но мне определённо не понравился этот момент.
Ну, и поскольку освещается, действительно, практически неизвестная широким массам тема о блокаде, можно говорить о познавательности, ради которой, может быть, и стоит сходить на это кино, но на особую художественность лучше не рассчитывать. Фильм откровенно слабоват, но уйти с него не тянет, что, в общем, тоже плюс, ибо далеко не каждая отечественная лента может этим похвастать. За попытку, как говорится, спасибо. Да, и ещё — слава Богу, обошлись совсем без пафоса.
Если кому фильм понравился во всём, уж извиняйте. Пишу, как вижу.
5 из 10
abolox
Голодный Ленинград.
|
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.