Король Лир / King Lear
После Чернобыльской трагедии всё исчезло. Потом всё, кроме культуры, вернулось. Восстановить утерянные произведения Уильяма Шекспира поручено его потомку - Уильяму Шекспиру-мл.
Экранизация по произведению: Уильям Шекспир
В начале своей карьеры режиссер Квентин Тарантино написал в своем резюме, что снимался в фильме Годара «Король Лир», несмотря на то, что это не было правдой. Позже Тарантино признался, что сделал это, чтобы привлечь агентов, подозревая, что в США этот фильм практически никто не видел.
Да, это тот самый «поздний Годар» - два слова которыми пугают многих киноманов, включая меня. Для одних кинокритиков это плохо даже для студенческого фильма, для других наоборот. Так, киновед и специалист по Годару Ричард Броди называл «Короля Лира» лучшим в его творчестве и включил в десятку лучших фильмов мира.
Задумывалось всё, как осовремененная экранизация Шекспира с кинозвёздами (там есть Вуди Аллен) в стиле гангстерского кино и шекспировского текста здесь много. Но это Годар.
Отношения Лира и Корделии рассматриваются здесь не только с позиции власти и добродетели, но и с позиции коммерции и искусства. Режиссёра интересует плачевное состояние искусства.
Занимательный факт. Писательница Вивиан Форрестер подала на Годара в суд за использование цитат из её книги без указания авторства. Прокатчик и Годар заплатили штраф, а фильм с тех пор запрещён к прокату и показу на ТВ до тех пор, пока её имя не появится в титрах. Титров в фильме нет вообще.
6 из 10
Alex Balod
Король Лир
Картина демонстрирует абсолютную профессиональную беспомощность постановщика не только в плане экранизации литературного материала, но даже в структурировании картины. Эстетические принципы, сделавшие Годару славу в 60-е, в 80-е выглядят архаично, даже анахронично.
Парадокс состоит в том, что новаторство Годара устарело быстрее, чем это можно было себе представить в годы его творческого расцвета. Попытка извлечь поэзию из повседневной прозы жизни могла бы и выглядеть благородным устремлением, если бы не приобретала такие нелепые и смешные формы, какие мы видим в картине.
Шекспировский текст, звучащий за кадром, вступает в кричащий диссонанс с псевдоглубокомысленными, ложно многозначительными сентенциями, репродукции великих живописных полотен призваны компенсировать визуальную бедность картины, представляющей собой историю съемок фильма «Король Лир», застопорившихся из-за столкновения режиссера с интересами большого бизнеса.
Годар преследует цель обличить голливудскую киноиндустрию, но в результате создает фильм из «объедков», монтажного мусора, необязательных фрагментов, уподобляя свой фильм дадаистской коллажной живописи К. Швиттерса и Р. Раушенберга. Каждая сцена просто излучает глубочайшее пренебрежение к зрителю: в смене планов нет никакой повествовательной, монтажной или изобразительной логики, ничего кроме режиссерского произвола, стремления выдать свои сентенции за глубокомысленные выводы.
Годар и раньше демонстративно пренебрегал грамматическими правилами киноязыка, стремясь создать особую речь - сбивчивую, ритмически нервную, передающую смятение интеллигентского сознания с эпоху исторических катастроф. В 60-е годы это передавало биение пульса времени, в 80-е превратилось в самоцель, самолюбование своими «новаторскими» режиссерскими возможностями.
Как и за три года до «Короля Лира» в «Имени Кармен» Годар создает иронический автопортрет сумасшедшего кинодеятеля, что несколько сглаживает обще негативное впечатление от картины. Как экранизация фильм представляет собой достаточно грубое обращение с материалом, это скорее фильм о несостоявшейся экранизации, чем сама экранизация. В целом, такой подход к экранизации - скорее исключение, чем правило.
Александр Попов
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.