Красный круг / Le cercle rouge

Красный круг
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 20 Октябрь 1970
Продолжительность: 2:14
Просмотрели: 184

Перед выходом на свободу известному преступнику Коре один из охранников даёт «наводку» на ограбление модного ювелирного магазина на Вандомской площади. Освободившись, Коре едет в Париж, и в пути спасает бежавшего из-под надзора бандита Фогеля, которого сопровождал к месту заключения комиссар Матей.

Два преступника, два волка-одиночки становятся преданными друзьями. Они умеют многое, но далеко не все. Для осуществления замысла нужен снайпер. Так в «красном круге» оказывается и Йенсен — бывший полицейский.

Кража драгоценностей на 2 миллиарда франков «старыми» — огромная удача. Но долго ли она будет сопутствовать героям, если по их следу идет хитрый комиссар Матей…

Трейлер Nº2

Трейлер

  • Сцена ограбления длится 25 минут, и за все это время на экране не было сказано ни одного слова.
  • По словам режиссера, сцену ограбления ювелирного магазина он придумал еще в 1950 году, за 20 лет до выхода этого фильма.
  • Кнопка охранной системы в ювелирном магазине имела на своей поверхности надпись JPM. Это инициалы режиссера фильма - Жана-Пьера Мельвиля.
  • Эпиграф к фильму: «Люди, даже не зная друг друга, должны однажды встретиться; с каждым из них может произойти что угодно, пока они идут разными дорогами, но в назначенный день они неотвратимо встретятся в красном круге». По слухам, его придумал сам Мельвиль, а авторство приписал Раме Кришне.

Геометрия взаимодействия или концентрические круги Мельвиля

Появившийся на свет человек - лишь точка. Формируясь как личность, приобретая привычки, особенности характера и социальный статус, каждый из нас очерчивает вокруг себя воображаемую окружность, ограничивающую сферу общения радиусом собственных интересов. Люди, не имеющие с нами ничего общего, либо сами не изъявят желания попасть внутрь, либо им будет отказано в доступе. Близкие же по духу будут взаимно притягиваться хотят они того или не хотят.

Подчиняясь этой закономерности, оказались в одной компании трое немногословных мужчин в шляпах и с оружием: импозантный грабитель Коре, только что вышедший из тюрьмы (обаятельный Делон), фактурный бандит Фогель, бежавший из-под надзора (по-мужски красивый Волонте), и стремительно спивающийся, но все еще метко стреляющий бывший полицейский Йенсен, чудом выживший в сражении с созданиями собственного мозга, пораженного белой горячкой (элегантный Монтан). Их, казалось бы, разные жизненные дороги внезапно пересеклись. Волки сбились в стаю. Осознанное родство душ побудило стремиться к единой цели, какой стало дерзкое ограбление ювелирного магазина. Таков первый круг Мельвиля.

Законы пищевой цепочки никто не отменял. На матерых хищников просто обязан найтись охотник, чтобы популяция бесконтрольно не разрослась. Подчиняясь этой необходимости, на сцене появляется молчаливый одинокий комиссар Матеи (харизматичный Бурвиль), благодаря уму и профессионализму смекнувший: то, что для одних является кругом общения, для него - готовый круг подозреваемых. А уж взяв след и позаботившись о приманке, остается только обложить зверя со всех сторон, оградив его свободу красными флажками. А волки ведь по природе своей сколь бы ни были опасны и смелы, однажды попав за красные преграды, перемахнуть через них не в состоянии, и затравлено мчатся на выстрел. Таков второй круг Мельвиля.

При близости к законам природы и реалистичности происходящее на экране - лишь часть вселенной самого создателя фильма и не претендует на абсолютную достоверность. Пользуясь безусловными правами демиурга, коим является на съемочной площадке режиссер, сценарист и монтажер в одном лице, он превратил самую обычную криминальную драму в философский экзистенциальный триллер, обрекающий зрителя на веру в предопределенность всего происходящего с человеком. Безжалостно выбросил из кадра женщин, как отвлекающих внимание, и заставил персонажей-мужчин следовать лишь ему известному ритуалу. Четко расставил музыкальные акценты и расчертил пространство. Идеально рассчитал хронометраж, так что непосредственно процесс ограбления кажется происходящим в реальном времени и поглощает внимание полностью. Пятидесятитрехлетний француз не оставил зрителю другого выбора, кроме как проникнуться ключевой авторской идеей. Таков третий круг Мельвиля.

И мы прощаем ему выдуманный и приписанный Будде эпиграф, в конце концов, в собственноручно сотворенном мире может быть и собственноручно сотворенный просветленный. И мы прощаем ему непродуманность действий героев после совершения преступления, ведь все это ради задуманного утверждения незыблемости фатума. Мы прощаем, потому что красиво. Мы прощаем, потому что захватывающе. Мы прощаем, потому что уже давно стали частью огромного круга поклонников Мельвиля.

ginger-ti

Шедевр со звёздным актёрским составом

«Красный круг» являет собой уникальное произведение искусства во французском кинематографе. Тому есть несколько предпосылок. Режиссёр этого фильма, Жан-Пьер Мельвиль, снимал кино особого, самобытного жанра. Его фильмы медитативны, немногословны и вместе тем пропитаны какой-то особой драматичностью, каждый кадр в фильмах Мельвиля - цельная картинка и при этом без единой фальшивой ноты. Всё как бы почерпнуто из жизни, что весьма странно монтируется с оригинальными эпиграфами к его фильмам. Эпиграф к «Кругу» является афоризмом, приписываемом Будде, и очень подходит самой картине, которая к тому же непривычно длинна для европейского кино.

Но кроме того, сам «Красный круг» отмечен наличием в нём актёров, которые к 1970 году уже были известны в разных амплуа. Это Ален Делон, Андре Бурвиль, Джан-Мария Волонте, Ив Монтан и, в полуэпизодической роли - Франсуа Перье, пожалуй, единственный исполнитель ролей второго плана, который запоминается зрителю надолго. Пять звёзд, сошедшихся в фильме на два с четвертью часа экранного времени. При этом роль каждого из них по-своему уникальна и самостоятельна. Идея противостояния, тоже достаточно традиционная для французов, тоже находит новое, необычное воплощение в двух линиях. Это, во-первых, центральная - противостояние троицы грабителей и хитрого комиссара, и немного сторонняя, но имеющая прямое отношение к развитию событий - столкновение того же самого комиссара с человеком, которого он попросту прессует ради своего карьерного продвижения. И каждый из этих пяти людей блистательно сыграл в этом фильме отведённую ему роль. Без единой фальшивой ноты, и ни единого лишнего слова или жеста.

Герой Джана-Марии Волонте, бандит Фогель, во время поездки совершает дерзкий побег. Комиссар Матей, герой Андре Бурвиля, реагирует моментально и профессионально - объявляет облаву. И, созерцая на экране сцену - движение строя полицейских с собаками - невольно начинаешь сочувствовать преступнику. Ведь в фильме ни слова нет о том, что совершил Фогель, да и не это главное. Невольный ужас вызывает то, что на одинокого и безоружного человека выслано целое войско - исключительно ради того, чтобы «выслужиться». Впору процитировать Высоцкого: «Разрывы глушили биенье сердец, моё же мне громко стучало...» Не в буквальном смысле, конечно, но биение сердца Фогеля чувствуется в сцене, где он бежит от погони, на каждом шагу оборачиваясь назад. И то, что Фогель, прекрасно понимающий, чем его побег может для него закончиться, всё-таки совершает его - вносит в его образ жизненно правдивые черты, такие, как свободолюбие и любовь к жизни.

Вызывает интерес и герой Алена Делона, по-бандитски благородный вор Коре. Фогель влезает в багажник его машины, чтобы скрыться от облавы. Дальнейшее (впоследствии уже Фогель поможет Коре) - является своеобразным уголовным «крещением», необычным ритуалом, который и становится преамбулой к их дружбе.

Но если мои чисто зрительские симпатии достались тандему Делон - Волонте, то, как конкретные персонажи, намного сильнее и ярче оказались герои Монтана, Бурвиля и Перье. Старая школа.
Герой Ива Монтана, стрелок Йансен, в первый раз появляется в кадре в беспробудно пьяном виде, и при этом ещё страдает от жесточайшей белой горячки. Через какое-то время мы уже видим Йансена в совершенно ином виде - тренирующегося стрелка. А сцена, где он отливает пули для предстоящего ограбления? Ведь профессионализм не пропьёшь! И впоследствии Йансен скажет Коре: «Не нужна мне доля от полученного. Ты уже заплатил мне, избавив от тварей, живших у меня в шкафу».

Герой Андре Бурвиля - хитрый, не очень нравственный карьерист, готовый пойти на всё ради продвижения по службе. В его немногословных репликах максимально точно отражена его сущность - служитель законности, не особо задумывающийся о человеческих чувствах. Ему присуще отношение к человеку, как к материалу, но не как к живому существу...

И наконец, герой Франсуа Перье по имени Санти. Человек не особо законопослушный, когда-то знавший Фогеля. Но, очень хочется подчеркнуть - не особо законопослушный, не более того! Ничего ужасного он, собственно, и не сделал. Ну водил когда-то знакомство с бандитом, ну содержит бар сомнительного предназначения и замечен в сводничестве - тем не менее, ничего жуткого в этом нет. У пятидесятилетнего героя Перье есть 16-летний сын. И вполне понятно, что отец любит своего ребёнка нежной любовью, которая, в общем-то, присуща всем немолодым родителям.

Однако, вследствие именно сводничества, Санти находится «на карандаше» у Матея, который пытается сделать из героя Перье информатора. И хитрый герой Бурвиля использует все подручные средства, чтобы выколотить из него информацию о Фогеле. Уже ближе к финалу он идёт на вещь, которая вызовет содрогание у любого человека, совершает жесточайшую, беспрецедентную провокацию. Даже такой профессионал, как Матей, может ошибиться, что и выходит боком абсолютно для всех - для Санти и для самого комиссара. Провокационное задержание приводит к раскрытию истины. Дальше случается ужасное... В этом месте я задумалась: неужели же герой Бурвиля после такого будет по-прежнему спокойно спать и, главное - как он теперь посмотрит в глаза людям? Всё оказалось просто, ничего не останавливает полицейского в желании поймать Фогеля. Именно в этой сцене очень ярко проявляется бесчеловечная сущность карьериста Матея и острая внутренняя боль Санти, которая потому столь сильно ощущается зрителем, что несчастный отец не знает правды и надеется, что всё пройдёт благополучно. Интеллектуал Мельвиль всё расставил на места. Преступники оказываются хорошими людьми. Служитель законности - просто омерзительным человеческим типом. Санти вызывает безграничную жалость.

Финал фильма печален, но закономерен. В нём мне очень понравилась ёмкая, короткая фраза Йансена: «Это ты?... Значит, до сих пор в полиции работают такие же идиоты».

«Красный круг» - это шедевр, который, на мой взгляд, нужно посмотреть всем, кто любит старое французское кино на криминальную тематику. Это неторопливый, немногословный фильм, наполненный драматизмом и остающийся актуальным во все времена. Отмеченный незаурядным авторским талантом Мельвиля, прекрасной самобытной игрой Делона, Волонте, Монтана, Бурвиля и Перье. А если просто - смотрите! Уверяю, вам понравится.

Рыжая кошка

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Дублированный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.