Насколько же приятно познакомиться с неизвестным, по-французски непростым образчиком прекрасного, кино замечательного вкуса и живой естественности. Не важно, что эта лента кажется слишком простой, типично режиссерским детищем, добротным, красивым, по-своему замечательным, но не претендующим на громкое звание произведения киноискусства. Оставим лавры «Последнему танго в Париже».
Ведь прекрасный фильм совсем необязательно должен блистать эпической мощью характеров и постановки, поражать масштабами, эксцентричностью, душещипательностью или эпатажем. Он может быть попросту по-своему душевным, чистым, милым, женственным, элегично-грустным и потому чуточку родным.. Когда рассказанной истории искренне хочется верить. Как в «Лунного папу» Бахтияра Худойназарова. Или «Любовников» Жана-Марка Барра… Совсем не размахивая цинизмом в адрес чистых помыслов и светлой любви веснушчатых девушек, которым неуловимо не хватает только косичек для законченности образа. А они так застенчивы, но очень обаятельны, да и вообще весьма похожи на Изабель Юппер в юности) Помм совсем осязаема в оттисках внутреннего света, в безмолвии печальных глаз, лишенная какой-бы то ни было искусственности, тонкая, тихая.
И вольно перефразируя Чижа — «Должен же человек, пес возьми во что-нибудь верить». Язык не поворачивается упрекнуть фильм в сентиментальных излишествах или незатейливой банальности сценария. Он искренне прост и потому неотразим. Он называет вещи своими именами. Помм настоящая. Знакомясь с «Кружевницей», кажется, что знаком с ней уже много лет… И эта радость узнавания — наверное самое ценное, что для меня в ней есть. Я не буду ставить ей оценки. Потому, что личное не оценивают.
Не стой так близко ко мне — воздух здесь слишком прозрачен (с)
Blam8
… Кружевница, кружевница,
тихо скрипнет половица…
Глянешь — вот она, Судьба.
Д. Ивашинцов.
Фильм К. Горетта с красивым названием «Кружевница», на мой взгляд, незаслуженно забыт, даже любители арт-хауса редко о нем слышали. Я рада, что мне посчастливилось увидеть эту, безусловно, заслуживающую внимания ленту с Изабель Юппер в главных ролях. Конечно, здесь не выводятся на первый план проблемы мирового уровня, как то: терроризм, войны либо нашествие пришельцев. Но едва ли не главнее проблема человеческой жизни, маленькая трагедия маленькой женщины.
В современном обществе очень редко встретишь таких людей, как Помм. Очень. По ней можно писать книги о манерах общения с молодыми людьми, она такая настоящая — сколь долго я не искала фальши — её нет.
Порадовал немного необычный подход оператора к съемке — быстрая перемена довольно коротких сцен, из-за чего фильм кажется раза в два длиннее, но это нисколько не умаляет его качеств. А еще Юппер в образе Беатрис положительно напомнила мне Джульетту Мазину в молодости.
Напоследок хотелось бы сказать, что не стоит ни о чем жалеть, главное — что любовь все-таки была, и вспоминать ее нужно как читать неплохую книгу — можно изредка полистать, но не вчитываться.
P.S. И все-таки как жаль, что кружевница — это всего-лишь клоп, но не бабочка.
8,0 из 10
Amadeo