Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном / Kaidan
Совершенно потрясающий в изобразительном плане, завораживающий мистически-философский фильм состоит из четырех новелл: «Черные волосы», «Снежная женщина», «Сказание о Хойчи безухом», «В чашке чая».
Нет смысла рассказывать содержание - жизнь и смерть, любовь и предательство, поступки и расплата - эти вечные темы решены с тончайшим вкусом. И хотя в картине пристутствуют люди живые и духи, вернувшиеся по разным причинам из царства мертвых, к жанру ужасов или мистики отнести ее можно лишь условно.
Трейлер
Премия «Кинема дзюнпо» за сценарий (Ёко Мидзуки - также за сценарий к фильму «Милое волнение» / Амаи асэ).
Оскар, 1966 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке - «Япония»
Каннский кинофестиваль, 1965 год
Победитель: Особый приз жюри
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Глотатели душ
«Квайдан» - это цикл рассказов (тетралогия). А это значит, что отдельная новелла, вынутая из этой последовательности сюжетов, теряет часть своей художественной ценности. Смысл фильма, как кажется рождается где-то на границе этих четырёх историй. Важна и последовательность мистических сказок, и их содержание, общая мотивная организация, конечно, тематика, символы. Отдельные истории связаны общностью стиля, подачей, художественным решением образов.
Каковы принципы объединения этих рассказов и в чём смысл всего цикла?
Цикл обрамляет мотив отражения. В первой истории вода отражает изуродованное лицо предателя. Как аналог совести, человек наказывает себя сам, уничтожает прошлым. Последняя новелла показывает фальшивое отражение - метафора проживания не своей, а чужой жизни.
Возможно 2 и 3 новеллы также коррелируют между собой. Во втором рассказе герой попирает, оскверняет таинство, доверенное ему потусторонней силой. В третьем рассказе, напротив, Хойчи «слепо» покоряется служению духам.
Таким образом, вряд ли можно говорить о динамике сюжетного развёртывания в цикле. Новеллы не продолжают одна другую. Скорее, замыкаю цикл в два круга. У фильма нет начала и нет конца, это вращение, кружение, хождение людей и духов по этому замкнутому кругу, из которого нет выхода.
Но не только заглавие, общая тематика и мотивы формируют цикл как целое. Не менее выжен образ рассказчика, собирателя этих сюжетов, груды книг с тонким переплётом. Рассказчик отмечает своё присутствие в каждой из новелл (прежде всего своим голосом). В качестве собирателя сборника он предстаёт лишь в последней истории «В чашке чая». Его как человека занимающегося литературой, интересует вопрос: почему эти фантастические повести всегда неожиданно обрываются, и оставляют ощущение незавершённости?
Само прикосновение к этой тайне, записывание мистического рассказа, делает человека сопричастным к миру потустороннего, и к душе описанного героя. Собиратель сборника ощущает это, не случайно он называет героя последней новеллы «глотатель души». Видимо, сам он чувствует себя таким же глотателем душ, перечитав огромное количество этих истории.
Встреча с потусторонним - это всегда испытание. Но не такое испытание, как стрельба из лука, или долгое утомительное путешествие домой, это всегда испытание души и веры. И Масаки Кобаяши делает зрителей своего шедевра невольными глотателями душ, испытывает нас страхом и пристально наблюдает за нашей совестью с той стороны экрана...
10 из 10
Tkachiha
Истории о людях и призраках.
Фильм «Квайдан», снятый по произведениям писателя Лафкадио Хёрна, является одним из самых значимых достижений японского кинематографа. В 1965 году картина поразила европейскую и американскую публику, получив престижные награды и номинации. «Квайдан» представляет собой четыре новеллы, объединённые общей мистической тематикой, касающейся приведений. Однако несмотря на типичную хоррорную основу, проблемы, рассматриваемые в данной ленте куда более глубокие и философские, нежели проблемы, имеющие место в целом ряде прочих фильмов ужасов. В «Квайдане» обыкновенные житейские вопросы, к примеру предательство мужем своей жены или невыполнение обещания, данного одним из героев много лет назад, связываются с мистикой и в итоге преподносятся зрителю на более высоком уровне.
Не стоит считать, что приведения существа столь уж отдалённые от мира живых. И фильм «Квайдан» как раз-таки заверяет зрителя в этом. Здесь призраки могут вести обыкновенную людскую жизнь, полностью обретя плоть, и даже рожать детей. Данный факт существенно отличает американские и европейские представления о приведениях от японских. «Квайдан» однозначно послужил основой для знаменитых «Проклятий», но в отличии от них, он заставляет зрителя в первую очередь задуматься, а потом уже испугаться. Каждая новелла имеет свой, довольно глубокий подтекс, дающий человеку напутствие, способное уберечь его от ошибок. Встречи героев фильма с приведениями здесь играют роли своеобразных испытаний для каждого из них, а так же являются проверкой их сознательности, внимания и отношения к ближнему своему.
Визуальная подача картины действительно заслуживает похвалы. Всё её действие развивается не торопливо и размеренно, однако ни чуть не нудно, постепенно погружая зрителя в происходящее. Великолепная постановка сцен и всего видеоряда - заслуга режиссёра Масаки Кобаяши. Но самое главное в визуальном плане фильма - это безусловно, декорации и изображения, использованные при его создании, автором которых является художник Дзюсё Тода. Невероятные по своей яркости и не обычности искусственные пейзажи, смотрятся более чем эффектно и даже сюрреалистично, выказывая в полной мере своеобразный замысел создателей «Квайдана», а так же ясно дают понять зрителю, чем отличаются восточные представления о хорроре от западных.
Актёрский состав картины конечно же малоизвестный, но справился со своей задачей превосходно. Каждый из персонажей получился яркой и харизматичной личностью, с чётко раскрытым образом и характером. Саундтрек преимущественно представлен японскими народными песнопениями, которые идеально подходят данному видеоряду, ещё сильнее насыщая его странной и сюрреалистичной культурой Японии. В заключении надо сказать, что «Квайдан» это больше драма с оттенком хоррора, а не чистый хоррор в привычном нам виде. Данная лента по праву может считаться одной из основополагающих современных японских фильмов ужасов о приведениях, но на данный момент превзайти её им так и не удалось и вряд ли когда-либо удастся.
10 из 10
leoberg124
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.