Лагаан: Однажды в Индии / Lagaan: Once Upon a Time in India
1893 год. Индия изнемогает под гнетом британских колонизаторов. Жители маленькой бедной деревушки Чэмпэн, страдающей от засухи уже много месяцев, подают прошение полковнику Расселу, управлявшему сбором налогов, отсрочить день уплаты. В ответ высокомерный британец, решив поиздеваться над несчастными, предлагает им пари: просьба будет удовлетворена, если местные жители смогут переиграть его в крикет. Гордый Бхаван принимает вызов, хотя не имеет ни малейшего представления об этой игре. Но сестра полковника, красавица Элизабет, возмущенная жестокостью брата, решает помочь Бхавану овладеть правилами...
Трейлер 1
- Роль Бхавана предназначалась Шах Рукх Кхану. Но после его отказа, эту роль исполнил Аамир Кхан.
Дух «Лагаана».
«Лагаан: однажды в Индии» - поворотный фильм в истории индийского кинематографа. Он вывел кино Индии на новый уровень, стал одним из всего трех номинантов страны на «Оскар», заставлял зрителей по всему миру вскакивать с кресел, кричать и аплодировать. Сама история создания «Лагаана» такова, что о ней можно писать книги и снимать фильмы (собственно, книга написана и фильм снят - документальный). Сейчас удивительно, что «Лагаана» очень легко могло не быть, ведь он перечеркнул все табу коммерческого успеха, все каноны спроса, потребовав от своих создателей необычайного творческого риска и мужества, и стал при этом образцом бокс-офиса и зрительской любви. Труд создателей этого фильма переплелся с идеями его сюжета, основой которого было упорство, вера в свои силы и общее дело. Таков был дух «Лагаана». Дух, который способствовал тому, что премьера самого ожидаемого фильма года состоялась в скромном кинотеатре крошечной деревушки, где и снимался «Лагаан».
Конец восемнадцатого века, Индия находится под Британским правлением. Один из военных английских гарнизонов расположен в сельской провинции и занимается тем, что защищает местные деревушки от нападения друг на друга (то что все местные - мирные земледельцы, и нападать друг на друга никогда не собирались, англичан не смущает). Защищает, конечно, не за просто так, за безопасность на пустом месте крестьяне ежегодно должны платить изрядный налог, именуемый на местном языке «лагааном». Отдавать значительную часть урожая, доставшегося ежедневным трудом, никому не хочется, но что поделать - не дашь добром, защитники возьмут силой. Так что крестьяне тянут лямку и терпят. Возможно, все так дальше и шло бы, но продолжительная засуха ставит жителей деревни Чампаньер перед фактом - будет хорошо, если урожая в этом году удастся наскрести только на то, чтобы прожить самим, какой уж тут лагаан. Но реальность сурова - никаких отсрочек и послаблений чампаньерцам не видать - оброк должен быть доставлен в строк, хоть удавись.
Фильмы на спортивную тематику я всегда находила скучными (за редким исключением). Но «Лагаан» необычный фильм со спортивным сюжетом, прежде всего это фильм из моей любимой категории «за жизнь». Обычно спортивные сюжеты заключаются в том, что героям нужно что-то доказать себе или другим, преодолеть нерешительность, победить, чтобы кто-то гордился, свести счеты, произвести впечатление или получить вожделенное вознаграждение. Бхувану нужно победить не для того, чтобы кому-то что-то доказать, победа в буквальном смысле нужна ему больше, чем жизнь, потому что в случае поражения его деревня умрет от голода. Все просто, ставка куда больше жизни. И ты понимаешь, как ничтожны твои силы и как силен противник, но все равно веришь в возможность победы, веришь всегда - и в моменты безумной радости после удачного броска, и когда сердце останавливается от страха после удачи противника, потому что в момент, когда ты опустишь руки, наступит конец, даже если игра еще не будет закончена. Даже пересматривая фильм, я ловлю себя на том, что в некоторых местах замираю, или сижу, сжав от волнения кулаки.
«Лагаан» для меня - один из лучших фильмов о силе духа. Силе, которая ведет за собой. Фильм, герои которого вспоминаются, когда возникает какая-то преграда, которую, кажется, не удастся преодолеть. «Идем, друг, чего тебе бояться? Земля и небо - твои».
Верить в победу
Понравилась энергия подлинной любви к своей земле, вложенная в этот фильм. Те, кто рисует массовки на компьютере и втыкает муляжи березок в лысый песок, должны утереться, посмотрев, на какой натуре Аамир снял свой фильм.
Читала, что съемки происходили в глухой пенджабской провинции, где люди даже не знают, что такое кино. Настоящие хижины, настоящие глиняные валы вместо заборов, настоящая посуда, которой здесь пользуются крестьяне с доисторических времен. Эта подлинность очень важна, без нее нет веры никакому навороченному кино. Для сцен матча, на который пришло население окружающих деревень, пришло ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ человек. Натуральных крестьян, не нарисованных. Писался синхронный звук, использовались настоящие старинные музыкальные инструменты. Поэтому картина происходящего получается очень подлинная по атмосфере.
Аамир Кхан совершил титаническую работу - он не только сделался для фильма блестящим игроком в крикет и сыграл главную роль, но еще и спродюсировал сценарий, который все считали заведомо провальным.
В самом деле, кому в двухтысячные годы сдалась история о колониальной Индии, в которой главные герои - крестьяне, носящие дхоти. Какая-то борьба за независимость, давно это было...
Но Аамир Кхан сделал такое кино, которое не только передает дух того времени, но и доказывает - эта история продолжается сегодня. Разве сегодня нет разобщения, которое позволяет врагу легко управлять покоренными людьми? Нет трусости, жадности, предательства, превосходства над другими людьми на пустом месте?
Поначалу показалось, что действие будет развиваться тяжеловато, но присутствие Аамира, способного вытянуть на себе и не такие затянутые моменты, все спасает. И уже через полчаса фильм становится очень интересным и динамичным. А игра в крикет - это блеск. Несмотря на известный финал, я психовала не на шутку. Снято талантливо - никогда не знаешь, поймают мяч, или нет, отобьют или нет.
Гигантское напряжение играющих каждую минуту демонстрирует - они играют за жизнь, за вот этот песок под ногами, за свое, которое у них отняли. Кто-то не выдерживает физически, у другого подкачали нервы - все, как в жизни. Нет ощущения этакой неестественной картинки - вот неграмотные мужики научились играть и с бухты-барахты давай выигрывать у лощенных соперников. Все тяжело, с минимальным перевесом, по-настоящему.
Получилось так, что фильм снимался для азиатского рынка, а завоевал и западный. В одном интервью Аамир говорил, что был приятно удивлен, как западный зритель выдержал несколько длинных музыкальных номеров и само долгое время фильма.
Я не увидела длинных номеров - музыка везде по делу, и продолжается столько, сколько следует по логике. Танцы не а-ля эстрада, истинно народные, смотреть интересно. Их немного, что важно. Казалось бы, в конце, когда деревня выиграла, должны быть долгие ликующие песни, пышная музыкальная свадьба и пр. Но как раз там песен и нет, потому что и не надо. А есть долгожданный дождь, который просто обязан был хлынуть после всего произошедшего, и я была абсолютно уверена, что он будет. Но это предсказуемый ход нисколько не портит впечатления - этот даже не метео явление, это дождь-разрядка, дождь-награда, дождь, как начало новой жизни.
Особенно хорош момент, когда Герой Кхана выступает против предубеждения к человеку низшей касты. Мне этот момент хорошо понятен, так как в юности я интересовалась положением касты шудр в ортодоксальном индийском обществе. К этим людям нельзя даже прикасаться - иначе сам станешь неприкасаемым. И как он заставил других участников команды взять в нее шудру - потрясающе.
«Все, что я делаю - я делаю со страстью». Эти слова приписывают Аамиру Кхану. Не знаю, говорил ли он их в самом деле, переводы иной раз бывают весьма вольными... Но они - о нем. Браво.
10 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.