Леон Морен, священник / Léon Morin, prêtre
Некая Барни, еще не старая, но уже и не молодая женщина, воспитывающая дочку, страдает от одиночества. Шансов встретить спутника жизни с каждым годом становится все меньше, а тут еще война и оккупация. Жители провинциального городка в отношении с оккупантами ведут себя по-разному, кто-то вполне неплохо устраивается, а кто-то хотя бы тайно симпатизирует Сопротивлению. К последним относится и Барни.
Опасаясь за свою дочь, отец которой имел еврейское происхождение, она в числе других крестит ее и для спокойствия отправляет в деревню. Как-то проходя мимо церкви она решает зайти и эмоционально высказать все, что думает по поводу религии и ее институтов. Случайно выбрав священника свою исповедь она начинает фразой: «Религия- это опиум для народа». На удивление выплеснутая ею агрессия не производит ожидаемого впечатления на молодого кюре по имени Леон Морен. Тот в ответ во многом соглашается с критикой Барни насчет зашоренности от настоящих проблем и пафосности католической церкви, но предлагает заглянуть ей в глубь самой веры. Для Барни такой развитие событий было шоком.
Экранизация по произведению: Беатрикс Бек
Награды и номинации:
Британская академия, 1963 год
Номинации (1):
Лучший иностранный актер (Жан-Поль Бельмондо)
Венецианский кинофестиваль, 1961 год
Награды (1):
Приз города Венеция
Случайное знакомство молодой женщины и ее ровесника, молодого священника Леона Морена заканчивается их духовной близостью. Леон уделяет героине много внимания. Они беседуют о религии и вере, предрассудках и клерикализме.
Своей молодостью и смелостью Леон очаровывает ее. Вскоре наступает период оккупации и жизнь героев меняется, но они продолжают поддерживать отношения. Дальнейшие события раскрывать не стану - фильм очень красивый и достоин того, чтобы его посмотрели.
Самое приятное впечатление производит режиссура Жана-Пьера Мельвилля. На этот раз его склонность к морализаторству приходится очень уместной.
Вместо того, чтобы нагнетать напряжение, как это обычно делают во многочисленных экранизациях «Отца Сергия», режиссер уделяет все внимание истории. Повествование Мельвилля будто-бы состоит из многочисленных зарисовок, которые образуют автономное пространство - пространство фильма. Ну а блестящая игра Бельмондо и Ривы заполняют все остальные детали фильма.
В итоге: Мельвилль добивается очень сложного эффекта: он достигает баланса при обсуждении религиозных тем, истории взаимоотношений между героями и истории об оккупации.
Как хорошее французское вино, годы идут только на пользу фильму - он не теряет своей актуальности и глубины.
10 из 10
cyberlaw
Леон Морен, священник
«Леон Морен, священник» - один из самых ярких фильмов Мельвиля, экранизация весьма оригинального по содержанию романа Б. Бек о любви молодой женщины к священнику. Перед нами настоящий мастер-класс режиссерского профессионализма от Мельвиля: динамичный монтаж, бодрое, без драматургических пауз эмоционально насыщенное повествование, блестящий актерский дуэт Бельмондо-Рива, безупречный в разработке своих образов.
Эммануэль Рива предстает в амплуа мятущейся, психологически сложной женщины, проходящей путь от озорного неверия до влюбленности и искренней веры, Бельмондо смотрится как влитой в образе активного, прогрессивно мыслящего священника - полной противоположности пассивному герою «Дневника сельского кюре» Брессона, показывая атеистам назло, что верующий способен быть жизнелюбом и мыслить независимо, при этом не отвергая религиозные догматы.
Настоящей жемчужиной фильма являются прекрасные диалоги, посвященные самым разным вопросам: теологическим, политическим, экзистенциальным, которые раскрываются на таком высоком уровне, что малообразованный зритель в ужасе убежит из кинотеатра.
Леон Морен без комплексов и смущения общается с молодыми женщинами, поскольку уверен в помощи свыше. Он современен, интеллектуально развит, живет ради других людей, но при этом не льет успокоительный елей, но способен и обличать, поскольку честен и уважает своих прихожан. Прежде всего, зрителя подкупает его открытость к диалогу, способность моментально включиться в беседу по любому вопросу, ему свойственен богатый арсенал аргументации, способный убедить даже самого упорного атеиста.
Фильм покоряет своей бодрой интонацией в освещении вопросов веры без свойственных Бергману и Брессону экзистенциальных кошмаров, он убедительно демонстрирует пример осмысленного воцерковления, которое всегда идет бок о бок с возрастанием любви к людям.
Влюбленность героини Рива естественна, как естественна любая симпатия ко всему духовно здоровому и превосходящему нас по силам. Она научилась любить Бога через любовь к Морену, который достаточно деликатен, чтобы помочь героине очистить свою любовь от плотских искушений.
Помимо героини Рива перед нами проходит настоящая галерея женских психологических портретов, колоритных типажей эпохи оккупации от коллаборационистки до ревностной католички, от легкомысленной поклонницы Морена, пытающейся его соблазнить, но под действием его веры перерождающейся, до мужеподобной начальницы, в которую тайно влюблена главная героиня.
В сценах диалогов, снятых в простых, безыскусных интерьерах, Рива и Бельмондо сохраняют потрясающее драматическое напряжение на протяжении довольно длительного времени, их разговоры не надоедают, но раз за разом все более раскрывают характеры персонажей. Замечательны эпизоды бесед Морена с дочерью главной героини: в них раскрывается его способность к простому, наивному, чистому восприятию мира.
Камера постоянного оператора Мельвиля А. Декэ чрезвычайно внимательна к переменам эмоциональных состояний героев: тонким, почти незаметным психологическим нюансам Рива и непоколебимой как скала, жизнелюбивой актерской технике Бельмондо. Ритмически и композиционно картина безупречна, построена по канонам классической драматургии с завязкой, кульминацией и развязкой, с умелым распределением драматического напряжения на протяжении почти двух часов.
Лента художественно убедительна и как экранизация, внимательно, но при этом творчески относящаяся к материалу, и как образец режиссерского мастерства, настоящего авторского почерка. Стиль Мельвиля можно определить как жизнелюбивый, искрящийся эмоциональными оттенками, но при этом сдержанный в моральных оценках, простой и выразительный в обращении с кинематографическим изображением и музыкальным сопровождением, не перебарщивающий с символизмом деталей.
Будучи знатоком и поклонником американского кино, Мельвиль вместе с тем свободен от стереотипов голливудской драматургии и стандартизированного использования кинематографических приемов, и плодотворно усваивает чисто американскую энергетику в развертывании повествования.
Александр Попов
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.