Леопард / Il gattopardo
В мае 1860 года в Италии разгорается гражданская война между республиканцами, сторонниками Гарибальди, и приверженцами правящей династии Бурбонов. Князь Фабрицио ди Салина, сицилийский феодал, образованный и мудрый аристократ-интеллектуал, с пониманием и пессимизмом относится к происходящим переменам.
Поэтому, когда его молодой племянник Танкреди сначала вступает в ряды мятежников-гарибальдийцев, а затем становится офицером короля Савойского, дон Фабрицио не осуждает его. Сам князь Салина не хочет активно участвовать в политической борьбе. Он прекрасно осознает неизбежность происходящих больших перемен и чувствует, что его время «леопардов» и «львов» - уходит.
«Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману, - говорит он. Мы - леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».
Трейлер 1
- Фильм снят по мотивам одноименного романа Джузеппе Томази Ди Лампедуза.
- Одну из ролей исполняет Марио Джиротти, ставший позднее известным под именем Теренс Хилл.
- Первоначально на главную роль Лукино Висконти хотел пригласить Николая Черкасова, но тот не мог участвовать в фильме из-за болезни. Затем рассматривалась кандидатура Лоуренса Оливье, однако у него не нашлось свободного места в графике. В итоге студия, не посоветовавшись с режиссером, наняла Берта Ланкастера, что поначалу вызвало неудовольствие Висконти, но вскоре двум легендам удалось сработаться и даже стать друзьями.
- В фильме свою первую эпизодическую роль (Гость) сыграл актёр Лу Кастель.
Пока хоть листик у надежды бьется...
Три цвета итальянского флага - ими расписал свой фильм Висконти. Красный - алые рубашки гарибальдистов, гибнущих в первых кадрах при штурме Палермо, багрянец вечерней зари старой Сицилии и рассвета нового мира - цвет крови расстрелянных мятежников и губ юной, манящей Кардинале. Белый - все пастельные краски выжженной, пропитанной вечным зноем земли, мелкой, белой, как дробленая кость, всепроникающей пыли, палящего бледно-бумажного неба, паутины, заволакивающей бесчисленные и заброшенные залы древнего родового дворца - давний цвет аристократии еще со времен французской революции. Зеленый - только что пошитые новые офицерские мундиры сидящие, как влитые, на юных графах и баронах, редкие тенистые рощи, бесконечный, почти часовой бал в оливковых тонах, венчающий фильм - цвет молодости, обновления, весны, которая наступила в Италии после смутной эпохи Рисорджименто, объединения страны.
Центр средиземноморья, древний остров, вековое место притяжения различных цивилизаций, как Протей принимающий и прогибающийся, меняющий свой облик под очередной накатившей волной завоевателей. Середина девятнадцатого века. Очередные Бурбоны сброшены с очередного престола, на сей раз неаполитанского, уютно расположившегося на самом конце аппенинского сапога. И опять на Сицилию идут волны, на сей раз севера. Сначала Гарибальди со своими бригадами краснорубашечников - идеалисты, бессребреники, жесткие, витые из проволоки люди, неудобные в своей прямоте и одержимости. Вослед за ними эмиссары и администраторы северного короля Виктора Эммануила, подшивающего разрозненные лоскуты итальянских земель к Сардинскому королевству. Эти уже оборотисты, ухватисты, с ними можно вести дело не оглядываясь на идеалистические благоглупости, сохранить прежний удобный уклад вещей, для виду поменявшись и присягнув новому монарху. Князь Салина (Ланкастер) со своим немалым семейством и бойким племянником бароном Танкреди (Делон) оказывается в центре событий, как представитель родовой знати, горстки людей, держащих в своем кулаке старый патриархальный остров. Фильм охватывает несколько месяцев в течение которых Сицилия в очередной раз встретит наплыв варваров, для вида поклонится, сменит прическу и вечерний наряд, следуя новой моде - все для того, чтобы по сути остаться прежней.
Как в старом калейдоскопе фильм содержит множество слоев, картин. Встряхнул коробочку - вот перед тобою встает зарисовка из жизни одного из последних итальянских феодалов, встряхнул еще раз - всплывают извечные проблемы недопонимания Севера и Юга, еще движение руки - процесс первичного накопления капитала, проходимцы, как всегда ищущие возможности пробраться в аристократические салоны. Все это вкупе с церковными, этическими вопросами, центральной любовной линией Делон-Кардинале, ну и бесконечными, практически автобиографическими виньетками, вставленными самим Висконти, аристократом, потомком миланских герцогов, видящем в могучем, но угасающем вместе с эпохой, князе Салина, свое альтер-эго.
«Леопард», или «Гепард», если следовать оригинальному названию, появился на свет только благодаря случаю. Найденная рукопись в столе умершего критика и аристократа Джузеппе ди Лампедузы попала в нужные руки и прогремела на всю Италию конца пятидесятых, оказавшись, как никогда, актуальной для нации, расколотой социальными и политическими конфликтами, бесчисленными борениями правых и левых, миланцев и сицилийцев. На роман или, скорее, сборник новелл, посвященных нескольким десяткам лет семейной истории и нескольким поколениям благородных предков Лампедузы, обратил свое внимание известный уже режиссер, неореалист, социалист Висконти. Компактный, но сложный и емкий текст великолепно подходил к новому, постепенно формирующемуся у Висконти после «Чувства» большому стилю «фрески» - широкого, панорамного историко-психологического кино. История тающего, угасающего как ледяная глыба, аристократического сицилийского семейства стала, в итоге, поворотной и для самого режиссера, отобразившись резонансом в большинстве его последующих фильмов, а сама лента задала каноны масштабной исторической драмы, наравне с «Войной и миром» и «Унесенными ветром».
Анфилады коридоров, расставленные в шахматном порядке фигурки персонажей, гулкое эхо дворцовых залов, где по углам прячутся семейные тайны и трагедии, случившиеся позавчера или пять веков назад, все это зритель встретит у Висконти не раз после «Леопарда», как и потомков героев фильма - медленно распадающихся, вырождающихся, разменивающих титулы на серебро нуворишей в неравных браках, погружающихся в адюльтеры, инцесты и заканчивающих, в итоге, свое существование в облике того же постаревшего Ланкастера, одиноко скитающегося в «Семейном портрете» по своей огромной римской квартире, заваленной воспоминаниями и родовыми артефактами. А пока оставим героев молодых, влюбленных, кружиться на бесконечном оливковом балу под музыку полузабытого вальса Верди. Впереди вся жизнь, молодость, надежда...
Всему этому должен был бы прийти конец, однако все останется таким навсегда, разумеется, речь идет о доступном человеку «навсегда», то есть на сто, на двести лет... а потом все будет по-другому, но еще хуже. Мы - леопарды, львы; те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами; но все мы, леопарды, шакалы и овцы, - будем по-прежнему считать себя солью земли.
Джузеппе Томази ди Лампедуза «Леопард»
Замечательный фильм, благодаря которому я обратил внимание на творчество Джузеппе Томази ди Лампедуза - очень, кстати, достойного автора.
В отличие от литературного первоисточника Висконти не стремится рассказывать историю о гордом князе Салине, который жил в эпоху Рисорджименто и очень переживал стремительные перемены в социальной жизни, не находя себе места в формирующемся «новом прекрасном мире».
Для Висконти, славящегося своим происхождением этот фильм - акт примирения между его аристократическими корнями и коммунистическими взглядами. На примере князя Салины и его племянника Танкреди Висконти, режиссер отлично показывает различное отношение к жизни и материальным ценностям. Висконти показывает нам насколько сложными были взаимоотношения среди итальянской аристократии, но выводы, остается делать зрителю.
В этом весь Висконти. Он просто создает «идеальную картинку» из жизни другой эпохи, и при этом мы можем соотносить ее с современностью и вопросами социальной справедливости в Европе 20 века. В то же время, можно затаив дыхание следить за прекрасным костюмным историческим фильмом.
Нужно сказать, что все актеры сыграли прекрасно - по другому у Висконти не происходит. Но фильм стал бенефисом для Ланкастера. Пожалуй, таким одухотворенным и неразрывно связанным с образом, он не представал еще ни в одном фильме (а ведь мы говорим о голливудской звезде у которого за спиной был уже не один десяток успешных киноработ).
Висконти демонстрирует мастер-класс по созданию костюмных психологических драм. Все то, что только прослеживалось в его «Чувстве» заиграло яркими красками в «Леопарде».
Думаю, это самая лучшая киноработа Лукино Висконти.
10 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.