Летний дворец / Yihe yuan
Юй Хун покидает свою деревню, своих родителей и своего возлюбленного и едет учиться в Пекин. В университете она открывает для себя новый мир, полный сексуальной свободы и запретных удовольствий. Поглощенная этой свободой, она безумно влюбляется в своего сокурсника Чжоу Вэя. Страсть, которую они не могут ни понять, ни удержать, наполняет их отношения предательством, взаимными обвинениями и бесконечными провокациями. А в это время пекинские студенты начинают устраивать демонстрации, требуя демократии и свободы. Среди хаоса и паники Юй и Чжоу теряют друг друга… Чжоу посылают в военный лагерь, выйдя из которого, он улетает в Берлин, оставляя свою страну и воспоминания о Юй. А она находит работу и любовника, но никак не может забыть Чжоу.
Трейлер
Каннский кинофестиваль, 2006 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Узелки
Говорят, наша судьба представляет собой нить, которую однажды обрежут. Гладкая нить без вывихов. Длинная, короткая, у каждого своя. Любовь. Наверное, ее следов на нити нет, но иногда, по-молодости, когда мир кажется таким огромным, мы встречаем человека и называем его своей судьбой. Тогда на нити появляется узелок, тот что мы повязываем, и в этом месте наша жизнь тормозит. Может быть этот человек и не наша судьба, но узелок уже нарушает плавное течение, и мыслями мы всегда к нему возвращаемся, как в Летний дворец, только жизнь нельзя повернуть вспять.
Примерно так я вижу фильм Лоу Е, запомнившийся киноманам цензурным скандалом инициированным китайским правительством. Потому что, Лоу Е, один из первых, кто начал показывать жизнь китайцев как жизнь индивидов, а не огромной тысячелетней машины для размножения и захвата мира. Откуда было взяться такому ершистому и выпуклому характеру Юй Хун, если мы привыкли объединять миллиард человек в один образ, подчиняющийся многовековым законам Конфуция. Нарушая все мыслимые правила, царящие в социалистическом обществе, а о них мы знаем не понаслышке, Лоу Е снимает двухчасовую эпическую драму о сложных взаимоотношениях двух людей, которые в течение десяти лет губят себя, возвращаясь мыслями к тому времени когда они были студентами. Времени, наполненному взаимными обидами и упреками, изменами и какой-то сумасшедшей любовью.
По причинам не совсем мне понятным, действо происходит на фоне глобальных геополитических и социальных событий. Пока Юй Хун и Чжоу Вэй встречаются, сходятся, теряют друг друга и вновь находят, мир вокруг них рушится и строится заново, а герои используют его новые возможности. Многие, после падения Берлинской стены, уезжают в Германию, а после кровавой бани на площади Тянаньмынь люди теряют надежды на будущее. С щемящей тоской, меняя города и мужчин, Юй Хун в каждом своем действии, наполненном внутренними бурями, отчаянным поиском себя и самоуничтожением, в мыслях и дневниковых записях обращается к Чжоу Вэю, цепляясь за него, и боясь сделать следующий шаг. Нет, она идет вперед, она никогда не прыгнет с крыши, словно мазохист она бичует себя и всех, кто рядом за упущенное счастье, но это все полушаги. Мысли крепко держат ее на узелке, который она когда-то повязала. «Мы всегда будем связаны с Чжоу Вэем» Но год проходит за годом, и тупая боль, и безумие находят свой предел. Юй Хун чувствует себя униженной, без образования, одинокая, та, которой даже руки подать не могут, она решается на замужество, тем самым развязав узелок. И тогда судьба снова сводит ее с Чжоу Вэем, который, как выясняется тоже повязал свой узелок. После многих потерь и разочарований, два несчастных человека молчанием хоронят все эти годы под великолепную инструментальную музыку Пеймена Язданиана. Кстати, именно музыка больше всего потрясла меня в этом фильме, создающая не просто атмосферу, а проникая куда-то вглубь и приковывающая к экрану все шесть чувств.
Кто говорит, что этот фильм плохой, а тот хороший? Кто называет их шедеврами? Конечно, после скандала между режиссером, Китайским правительством и организаторами Каннского фестиваля, Лоу Е оказался на тот момент в центре внимания, но конъюнктурные разборки отвлекли зрителей от сути картины, каждый ринулся искать политические подтексты, сравнивать за какие эпизоды фильма режиссера подвергли гонениям. Все же, жемчужину в фильме находит каждый зритель сам, и несет ее в себе, по возможности показывает друзьям. И фильм год за годом приобретает статус и звание легендарного. Я называю этот фильм шедевром
10 из 10
Arbodhy
Когда все говорят о другом
Уж так получилось, что фильмы Е Лоу живут весьма непростой жизнью. Первый опыт этого режиссера - «Любовница по выходным», 1994 года - подвергся жестокой цензуре, и попал на экраны уже после выхода второй ленты - «Девушка в опасности». В 1999 году он подпольно снимает на улицах Шанхая «Тайна реки Сучжоу», фильм получает гран-при кинофестиваля в Роттердаме, а в Китае - запрет на показ. В 2003 выходит новый фильм Е Лоу - «Пурпурная бабочка», действие которого разворачивается во время оккупации Шанхая японцами. Он снова получает благосклонные отзывы критиков на западе, и не вполне хорошие на родине режиссера. Следующая лента «Летний дворец» в 2006 году вызвала настоящий скандал, в результате которого правительство запретило Лоу снимать кино в течение пяти лет. Пресса характеризует фильм, как историю страстной любви двух студентов на фоне политических протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. При этом и Китай, вынося запрет, и Запад, превознося фильм, делают акцент именно на показе событий того времени, не рассматривая художественную ценность и некую самобытность картины в целом.
Конечно, такую реацию в большей степени можно объяснить закрытостью и цензурой внутри китайского общества, и оттого еще большим интересом европейского зрителя к подглядыванию в «замочную скважину» восточной тирании. Ведь известно, что на один и тот же запрос «Тяньаньмэнь» в поисковой системе результат будет совершенно противоположным. Фотографии ухоженной, красивой площади с гордостью рассказывающей о достижениях народного хозяйства на запрос внутри Китая, и фотографии молодых людей, вооруженное подавление и прочая хроника событий на Западе. При этом нужно отдать должное Е Лоу - он как бы подразнил и тех и других, показывая, как идут и едут студенты на площадь, называя место и дату, приоткрывая чуть-чуть последствия, но не затрагивая само событие и его предпосылки. И причина этого мне кажется понятна - режиссер не делает акцент на том времени и тех исторических коллизиях, потому что они не являются не только главными, но и даже второстепенными героями в его картине. Это просто поток времени, на фоне которого проходит юность и взрослые годы Юн Хун и Чжоу Вэй.
Наверное, было бы слишком просто свести их отношения к очередному шаблону, пусть даже с интернациональным оттенком. Ведь фильм не восточный и не западный, он обо всем и обо всех, о любом времени и о любом месте. Их любовь не заключена в одной лишь страсти, что так открыто и беззастенчиво открывается в темноте экранов. В ней так тонко и порой непонятно сплелись и радость, и отчаяние, и другие люди, и водоворот времени. Юн Хун на протяжении всего фильма рассказывает об этом голосом за кадром, раскрывая потоками слов свои ощущения и поступки, все меньше и меньше, когда уже не нужно слов, и обо всем говорит молчание в долгой поездке, шум прибоя и тихая музыка.
Их юность и те чувства и правда словно летний дворец, что будет покинут с наступлением осени, оставляя после себя лишь приятные воспоминания. И в том заключается главный вопрос фильма - как жить дальше? Можно нести все время в своей душе щемящую боль и желание вновь быть вместе, отвергая возможные варианты долгие десятилетия, а порой и всю жизнь. Или войти в новый дворец, чтобы попытаться понять и найти себя уже там, в других обстоятельствах и окружении. Сложный выбор тонкого фильма о поисках счастья на фоне хроники времени.
10 из 10
Нора_Абрикосова
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.