Лицо / Twarz
Все любят красавчика Яцека, а Яцек любит рок и свою собаку. Он трудится на возведении самой высокой в мире статуи Иисуса Христа, а по вечерам зажигает на танцполе с любимой девушкой. Однажды Яцек получает серьезную травму и чудом спасается, правда врачи пересаживают ему чужое лицо. Эта операция делает Яцека настоящим национальным героем, только вот с новым лицом трудно смириться и его окружению, и ему самому.
Фильм вдохновлён реальными событиями: в городе Свебодзин действительно построили самую большую скульптуру Иисуса, а в одной из польских клиник была успешно проведена операция по полной трансплантации лица.
Награды и номинации:
Берлинский кинофестиваль, 2018 год
Победитель (1):
Серебряный Медведь - Гран-при жюри
Номинации (1):
Золотой Медведь
Пусть Малгожата Шумовска и не самый узнаваемый режиссёр, премиями её картины не обделены. Выпускница известной лодзинской киношколы, режиссёр уже девяти полнометражных картин, с успехом идёт по волне Берлинале, где нынешняя, грядущая в нашем прокате лента «Лицо», получила Серебряного медведя - гран-при фестиваля, хотя фестивальная пресса это кино, как таковое, по большей части упустила.
«Лицо» в своём внешнем облике - фильм серьёзный, затрагивающий социальный аспект и генетику человеческих отношений, броские понятия на стыке пресловутого «кто друг, кто враг», но в то же самое время, мечтательный, поэтичный и беспризорный, оперирующий проблематикой с оптимистичностью и нигилистским задором. Разложенный пасьянс глупости и наивности, причём вторая выглядит как искомая часть авторского почерка режиссёра, как будто пересказывающего забавную историю, где-то услышанную или прочитанную, своему старому знакомому, тем более, что лента - не только авторский вымысел, но и компиляция из имевших место жизненных фактов.
Яцек, первично - польский вариант Данилы Козловского, он же Матеуш Кошукевич - муж режиссёра, - парень чёткий, опытный с руками и головой. Имеет красивую девушку, с которой помовлен, строит самую большую Статую Христа в мире и слушает металлическую музыку, вдохновляясь и быстро перебираясь по жизни выше, чем само произведение его работы. Всё открыто и всё впереди, полная идиллия, которая заканчивается в тот момент, когда производственный несчастный случай лишает молодого и прыткого юношу его красивого лица, вместо которого появляется пересаженный бесформенный аналог. Отсюда и начинается основная концептуальная заварушка - врачам интересен процесс, а не средства, медиа - новости и эфиры, студиям - пресловутый хайп, а родным и близким - прежние формы носа и рта. Над понятием «человека» не задумывается никто, кроме сестры и деда Яцека, в результате чего герой остаётся по большей части только наедине с собой, наслаждаясь глупостью окружающего его беспорядка.
Нужно бы было госпоже Шумовской куда значительнее отнестись к трагедии в жизни человека, да только сатира с иронией оттяпали куда больший кусок пирога. Эфемерность драмы сквозит повсюду. Залезть внутрь Яцека и остального мира персонажей никто не желанием не горит, поэтому ближе к концу фильма происходящее на экране напоминает перечисление всех возможных сумасшествий, вулканизирующихся в головах безумного хомосапиенса. Как начинается фильм с эксцентричной сатирической сцены распродажи нижнего белья в супермаркете, куда, сломив головы, бегут толпы серых людей, раздевающихся параллельно с ускорением (Шумовска любит экспрессию вступительной сцены, если основываться хотя бы на предыдущей ленте режиссёра - «Тело»), так и заканчивается он, сначала гомерическим хохотом от проведения сеанса экзорцизма над бедным Яцеком, а потом перевёрнутой головой Христа, смотрящей в нужную сторону. Благо, что статуя хорошо метафорирует с беззащитностью «лица» - пока одна голова страдает, другая растёт в размерах и изысканиях. Правильно, на правое дело средств не жалко.
Особое внимание Шумовска уделяет портрету сельского пригорода, передавая в сокращённых мотивах этническую составляющую, что напоминает формы балканских мотивов Кустурицы, только в образе зарисовки эпизода на польской мове и про польский быт. Режиссёр много работает с камерой, уделяя обширное внимание ландшафту, выискивая ту самую ничтожность человека в дальних планах и магию погружения в атмосферу чередой картин окружающего мира. Поразительно, насколько это иногда совпадает с нашей с вами страной, безусловно, не в плане эстетического удовлетворения - положительный элемент для каждого свой, а в планах проблематики жизненного уклада - вот тут общности как раз и ищутся с удвоенной силой.
В конечном итоге «Лицо» выглядит как ему и положено - коряво говорящим, перекошенным фильмом, который может сказать гораздо больше, но не хочет и откровенно противится этому. Отношение к произведению как в зарисовках, как в эпизодах из комиксной жизни - минимальное время на сцену, минимальное время на характер, строгий проигранный куплет в метал-музыке - живём, как дышим, дышим как живём. Нужно ли в этом плане задумываться самой ленте, если изображение понятно даже в эскизах контура?
schwelle
Лишённый облик - в пользу возвышенного облика
Берлинский кинофестиваль, в этом году выглядит богатым на хорошие картины. Насколько мне было известно, в конкурсной программе выделялись такие фильмы как: «Барышня», «Довлатов», «Далеко от нас не уйдёт». Среди них, нашлась ещё одна необычная лента «Лицо», получившая Гран-при жюри (Серебряный медведь).
Молодой, бойкий парень по имени Яцек живёт в польской глубинке, бурная жизнь, наполненная яркими красками, складывается вполне не плохо, но всё меняется, после несчастного случая, при довольно успешной пересадке лица, у главного героя, оно значительно изменено. С этого момента, становится ясно, «кто является близким отзывчивым человеком, а кто нет». Как оказывается, по факту, «Недругами» являются практически все жители и обитатели деревни. Лучом света в тёмном царстве для Яцека, выступает его сестра Ивона, которая всеми силами старается помочь брату, хоть как-то, вместе совместными усилиями через рекламных спонсоров, достать важные препараты для лица Яцека. Окружение Яцека оставляет желать лучшего. В круг дурных лиц входят: девушка Яцека Дангмара, особа лёгкого поведения, жизненные принципы которой, далеко не украшающие её саму; муж сестры-шурин, неотёсанный тип, преследующий свои цели по отношению к семьи Яцека; мать, у которой проявляется странное и даже неадекватное мышление, что Яцек не её сын, а кто-то совсем другой.
В ленте имеется некое количество пошлых диалогов, воспринимающиеся вполне забавно. Внутренний мир Яцека можно понять, после такого случая, он остаётся искренним молодым человеком, его мудрое решение в конце, которое он давно хотел реализовать, выглядит достойным. Начальная сцена распродажи нижнего белья в супермаркете (борьба за расхват телевизоров) - просто высший пилотаж.
«Лицо» - польская драма 2018 года от постановщицы Малгожаты Шумовской. Данное фестивальное кино, охватывает множество социальных аспектов во всей красе, отражая человеческую сущность, наглядно показывая кто есть кто на самом деле. Кино, наполненное глубиной и явным смыслом, способное вызвать положительные эмоции.
7,5 из 10
Erdagan
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.