Лолита / Lolita
Эмигрант из Европы Гумберт Гумберт, недавно приехавший в Рамсдэйл, Нью-Хэмпшир, в смятении чувств разработал хитроумный план. Он собирается жениться на Шарлотте Хэйз. Таким образом он всегда сможет находиться рядом со своей возлюбленной — прелестной дочерью Шарлотты!
- Фильм снят по мотивам романа Владимира Набокова «Лолита» (Lolita: написан на английском языке и опубликован в 1955 году; в 1967 году был выпущен перевод романа на русский, который выполнил сам автор).
- На роль Лолиты Кубрик долго не мог выбрать актрису. Летом 1960 года в шоу Лоретты Янг Кубрик заметил 14-летнюю Сью Лайон, которая до этого в течение года работала на телевидении и снималась в рекламе. После встречи с Лайон Кубрик представил её фотографии Набокову, который одобрил выбор. С Лайон был заключен контракт на семь лет.
- Кубрик и продюсер фильма Джеймс Харрис для роли Гумберта выбрали британского актёра Джеймса Мэйсона. Позднее Кубрик предложил роль Лоуренсу Оливье, который после совета со своими агентами отказался от неё. Кубрик также рассматривал кандидатуру Питера Устинова, но в итоге выбор был остановлен на Мэйсоне.
- Это был первый фильм, который Стенли Кубрик спродюсировал самостоятельно в Англии.
- Хотя в общем Набоков был не против экранизации его книги, в последствии он пожалел, что впустую убил столько времени на написание сценария, который был безжалостно порезан во время съёмок.
- Роль Гумберта Гумберта предлагалась и Кери Гранту, который её с негодованием отверг.
- На роль Лолиты пробовались порядка 800 девушек...
- Оригинальный сценарий Набокова сильно отличался от романа, но и из него Кубрик использовал лишь часть, хотя Набоков и попал в титры. Набоков позже опубликовал это как «Лолита: сценарий». Отвергнутый сценарий предполагал появление Набокова в эпизодической роли «чудака с сачком» (Набоков славился своей любовью к чешуйчатокрылым).
- Кубрик хотел, чтобы роль Лолиты исполнила Джоуи Хизертон.
- Марлон Брандо и Дэвид Найвен также рассматривались на роль Гумберта Гумберта.
- Потому как цензоры не могли себе позволить и намёка на педофилию, возраст Лолиты был увеличен с 12 до 14.
- Знаменитые очки в виде сердечек, которое носит Лолита, появлялись только на рекламной фотосессии Берта Стерна. В фильме Лолита носит обычные солнечные очки.
- В первой сцене, Квилти говорит «Я - Спартак», это аллюзия на другой фильм Стенли Кубрика, «Спартак».
- На роль Гумберта Гумберта рассматривался Эррол Флинн, но он умер прежде чем фильм был снят.
- Питер Селлерс придал своему герою, Клэру Квилти, голос Стенли Кубрика.
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- Организация «Католический легион» потребовала, чтобы в сцене, где подразумевается сексуальный контакт Гумберта и Лолиты, совращение было показано исключительно намёком, без диалога и не в постели. Режиссёр представил этот эпизод в виде фразы Лолиты об «игре», которой она научилась в лагере.
Оскар, 1963 год
Номинации: Лучший адаптированный сценарий
Золотой глобус, 1963 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (драма) (Джеймс Мейсон)
Лучшая женская роль (драма) (Шелли Уинтерс)
Лучший режиссер (Стэнли Кубрик)
Лучшая мужская роль второго плана (Питер Селлерс)
Британская академия, 1963 год
Номинации: Лучший британский актер (Джеймс Мейсон)
Венецианский кинофестиваль, 1962 год
Номинации: Золотой лев
Режиссер исследует тему сексуальной одержимости (к которой он вернется 37 лет спустя в "Широко закрытых глазах") в этой, наполненной черным юмором глубоко волнующей экранизации романа Владимира Набокова. С помощью выдающегося таланта кинозвезд, у многих из которых он широко раскрылся именно в этом фильме, Кубрик создал фильм, скандальный для своего времени, и не менее провокационный для наших дней.
Владимир Набоков лично писал сценарий к этому фильму и получил за него номинацию на Оскара. Трудно сравнивать эту экранизацию с книгой. В книге речь идет об одержимой любви к 12-летней нимфетке, а в фильме ей 15 лет, и у нее большая грудь. И тем не менее, это все равно был огромный риск, о фильме было принято только шептаться. Сегодня это не смотрится, как шок или откровение. Все довольно прилично. Самая эротичная сцена, это, пожалуй, сцена с педикюром. С тех пор «Лолиту» пробовали экранизировать еще раз, но получилось слабее, чем в первый.
Видимо, есть книги, которым не судьба стать фильмами...
... история показывает, что это можно сказать о «Портрете Дориана Грея», книгах Воннегута и Уильяма Берроуза и, видимо, о «Лолите».
Казалось бы, за дело взялся Стенли Кубрик, к написанию сценария привлёк самого Набокова, а получилось всё равно не то.
Прежде всего, Лолита. Нет, всё понятно, показать 12-летнюю девочку во всех сценах, которые описаны в романе, нельзя - ни одна цензура этого не пропустит. Но если этого не делать, фильм теряет смысл. В итоге, что в этом фильме, что в фильме 1997 года, исполнительница главной роли оказывается старше. Но играет-то она то, что в романе написано, т. е. 12-летнюю девочку. В итоге, на мой взгляд, в обоих фильмах Лолита выглядит как умственно отсталая девушка в задержавшемся пубертате. И это главным минус. Именно поэтому книге, очевидно, не суждено стать фильмом, ибо все понимают, что 12-летнюю там не снимешь.
Не удался и Гумберт. В нём не видно утончённого интеллектуала, со всеми теми переживаниями, которые показаны в романе.
Единственный удачный образ - это мать Лолиты. Да, да, да! Это точно по роману.
Собственно говоря, «Лолита» как литературное произведение, на мой взгляд имеет ещё одну сильную сторону. Это стиль написания, слог. Роман написан безумно красивым языком, он просто завораживает. Фильм снят, извините, плоско.
Алексей72
«Лолита», но не Набокова
Прежде всего, справедливости ради замечу, что имею привычку писать повторные рецензии на картины, мнение о которых в недалёком прошлом изменил. «Лолита» Стэнли Кубрика - как раз такой пример. Мне приятно думать, что я, как и сам создатель этой истории, со временем осознал: фильм хорош, но представляет собой далеко не идеальную экранизацию близкого к понятию «идеальный» романа.
Кубрик имел обыкновение менять книги так, как ему было удобно. Взять хотя бы более известную и более позднюю работу мастера - «Сияние», созданное ПО МОТИВАМ одноимённого романа ужасов Стивена Кинга: режиссёр изменил образы многих персонажей, сакцентировав внимание не на сверхспособностях мальчика Дэнни Торренса, а больше на сумасшествии его отца Джека, удалил многие ключевые, как многим кажется, сцены, совершенно изменил концовку. В итоге получился шикарный фильм ужасов Стэнли Кубрика и не очень-то хорошая экранизация Стивена Кинга. Это две абсолютно разные вещи. То же самое и с «Лолитой».
Фильм больше напоминает не фильм, а достаточно неплохую театральную / телевизионную постановку: вроде бы и сюжет незаурядный (особенно по тогдашним стандартам), и действующие лица солидные задейстованы, но как-то всё настолько скомкано и поспешно получилось, что становится очевидным, почему Стэнли потом ругал себя за «Лолиту». Скомканность эта обусловлена жёсткой цензурой 60-ых, отсюда и такие целомудренные сцены (почти семейная комедия), которыми роман похвастаться не в силах. Лолита Сью Лайон выглядит сексуальной, но, как совершенно справедливо подмечают многие, старше положенного возраста, и влечение Гумберта (Мейсон) к этой уже далеко не нимфетистой девушке не поразительнее разглядывания любым другим 50-летним мужичком порножурнала с 18-летними красотками. Условным минусом можно считать и тот факт, что Кубрик во многом напрасно заостряет внимание на дурашливом драматурге Клэре Куилти, пускай и в гениальном исполнении Питера Селлерса; он появляется так часто в фильме, что не то что не читавший книгу, но даже не знающий определения понятия «дедукция» зритель с уверенностью сможет сказать, каков будет финал, кто виноват и так далее.
В силу господствовавшей везде и всюду цензуры и пока ещё только начинающейся сексуальной революции «Лолита» 1962 года во многом уступает версии Эдриана Лайна, увидевшей мир 35 лет спустя. Что, в общем-то мало кого удивит: «Лолита» 1997 года уже долго простаивает в длинной очереди других эротодрам, стоящих буквально у границы порнографии, от «Ночного портье», где Шарлотта Рэмплинг в фашистской униформе демонстрировала аппетитную истинно арийскую грудь, до засмотренного всеми «Основного инстинкта».
«Лолита» 1962 года - это «Лолита» Кубрика. Это уникальная смесь добротного кубриковского чёрного юмора, гротескно-нарочитой слезливости типичных мелодрам той эпохи и традиционного трагизма. О том, что в основе сюжета лежит любимый многими роман Набокова, вспоминают уже после имени культового британского кинорежиссёра. Это кино ПО МОТИВАМ КНИГИ, и если рассматривать его исключительно в таком ключе, то наиболее лестное определение, которое можно дать «Лолите», - «очень даже ничего, посмотреть стоит». Хотя, если всё же на минутку забыть о Владимире Владимировиче (тот, что писал), «Лолиту» Кубрика ещё можно было бы выдать за нечто, претендующее на звание шедевра. Хотя это спорное утверждение.
a-vega
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.