М убийца / M - Eine Stadt sucht einen Mörder

М убийца
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 11 Май 1931
Режиссёр: Фриц Ланг
Продолжительность: 01:48
Просмотрели: 143

Первый звуковой фильм Фрица Ланга, снятый по совместному сценарию режиссера и его жены, известной актрисы и сценариста Теа фон Харбоу. В Городе появился серийный маньяк, убивающий маленьких девочек. Жители Города в ужасе, а полиция никак не может подобраться к убийце. Криминальное сообщество начинает собственное расследование: в поисках маньяка принимают участи все – от авторитетов до бездомных и попрошаек.

Трейлер

  • «М» - первый звуковой фильм, поставленный Фрицем Лангом.
  • Сюжет фильма основан на реальных событиях дела маньяка-убийцы Петера Кюртена из Дюссельдорфа.
  • Мелодию из «Пер Гюнта» при записи звука для фильма насвистывал сам Фриц Ланг. Это один из первых известных примеров использования в кинематографе музыкальной темы, связанной с конкретным персонажем.
  • Фриц Ланг утверждал, что для съёмок сцены суда над Бекертом он пригласил настоящих преступников.
  • В июле 1934 года, уже после отъезда Ланга из Германии, фильм был запрещён к показу нацистской цензурой.
  • Из-за необычного соотношения сторон изображения (1,20 : 1), в ранних видеоизданиях фильма кадр был заметно обрезан сверху и снизу.
  • Полная версия фильма имеет хронометраж 117 минут.

Небольшой город стал местом действия кровожадного маньяка-убийцы. Его жертвами являются маленькие девочки, которые пропадают по дороге домой из школы. Полицейские не могут ничего с этим поделать, и все их догадки ни к чему не приводят. Активность полицейского департамента начинает беспокоить и остальной преступный мир, который мог раньше вершить свои преступления, не сильно опасаясь быть схваченным. Теперь за неизвестным маньяком гоняется не только вся полиция, но и все преступные авторитеты.
© Fast-Torrent.ru

Кто будет судить меня? Вы?

Когда речь заходит о картине Фрица Ланга «М», обычно о ней говорят в двух аспектах: как о первом звуковом фильме Ланга и как о первом триллере о серийном маньяке.

Речь в фильме идёт о человеке, убивающим маленьких девочек. Одно только это заставляет зрителя напрячься. Однако за таким простым и страшным синопсисом кроется множество параллельных линий и смысловых нагрузок. Девочки пропадают. Затем последовательно находятся их трупы. Убийцу никак не могут найти. Город паникует. Родители не могут уследить за своими отпрысками. Наконец, сам убийца пишет анонимные письма в полицию и в газету, обещая новых жертв. Полиция, не зная, что предпринять, устраивает облавы на всех подряд, надеясь на авось. Различные аналитики пытаются составить психологический портрет маньяка, надеясь, что это хоть как-то поможет его поймать. Простые граждане, в свою очередь, видят убийцу в каждом случайном (и не только) встречном. Начинают подозревать даже знакомых, стремясь устроить суд Линча над каждым, кто показался подозрительным, над любым, заговорившим на улице с маленькой девочкой. На поимку одного человека направлены уже все возможные ресурсы: даже преступные синдикаты начинают объединяться, чтобы поймать убийцу - ведь от постоянных полицейских облав страдает их бизнес. К делу подключается даже дно попавшего в западню общества: толпа попрошаек, беспризорников, проституток - людей, способных незаметно следить за любым прохожим.

Во всей этой панической мельтешне раскрывается масса социально-культурных и иных смысловых поддекстов. Насколько беспомощной оказывается до сих пор слаженно работающая «надёжная» система перед одним единственным человеком - неспособным контролировать себя нездоровым человеком, сумасшедшим убийцей, оказавшимся членом этого общества! Насколько страшно становится жить в этом обществе каждому его члену! Различные госструктуры атакуют друг друга, обвиняя в некомпетентности, в том, что они недостаточно делают для поимки этого чудовища в человечьем обличье. И, слушая их доводы и аргументы, понимаешь, что каждый из них по-своему прав. И именно поэтому они никогда не поймут и не услышат друг друга. Каждому есть в чём обвинить друг друга и каждому есть что сказать в своё оправдание. И, несмотря на весь ужас происходящих вокруг событий, Ланг с иронией вскрывает это несовершенство государственной системы, искусно комбинируя споры в кабинетах с дискуссиями в штабах преступных группировок.

Что же касается главного героя этой истории, то он появляется на экране лишь спустя полчаса после начала фильма, а активно начинает принимать участие в действии и то ближе к середине картины. Мы видим перед собой совершенно безумного человека, гениально сыгранного великолепным Петером Лорре. Его страсть к убийствам маленьких девочек сродни болезни: как только он видит девочку, он уже перестаёт себя контролировать и полностью отдаётся своему чудовищному пороку.

Поскольку это, как уже было сказано, первая звуковая картина корифея немецкого немого кино Фрица Ланга, он много экспериментирует со звуком, делая его одним из ключевых художественных средств воздействия на зрителя. Так, один из основных сюжетных поворотов, связанный с поимкой злодея, основан именно на звуке. Операторская работа, игра со светом и яркая жестово-мимическая актёрская игра родом всё ещё из немого кино. В двухчасовом фильме много немых сцен, не сопровождаемых вообще никакими звуками, что, вкупе с основным, неторопливым, но невероятно напряжённым, завораживающим действом оказывает особое воздействие на зрителя.

«М» интересен ещё и тем, что это, грубо говоря, триллер про серийного маньяка (хотя, если быть честным, жанр картины определить довольно трудно), в котором не проливается ни капли крови, здесь нет ни одной погони и нет виртуозного сыщика, распутывающего клубок загадок. Средства, которые использует Ланг, просты и минималистичны. Маленькая девочка. Мячик. Тень человека в шляпе. Насвистывание за кадром Эдварда Грига. И вот от девочки остался только мячик. И становится по-настоящему страшно.

Наш убийца - а у него, кстати, есть имя: Ханс Беккерт - представляет собой один большой порок, он ужасен в свой абсолютной нравственной монотонности. Он - абсолютное, глубинное, безжалостное, неподконтрольное зло, зло, живущее в каждом из нас, но, в случае с Беккертом, целиком заполнившее его душу и разум. Интересно, что, при наличии антогониста, в фильме отсутствует протагонист. Или протагонистом можно назвать его же - Беккерта, убийцу?

Без преувеличений гениальный финал поднимает главный нравственный вопрос картины: кто имеет право судить этого человека? Воры и убийцы? Слуги закона? Матери погибших девочек? Кто сможет вернуть им дочерей? И какой кары он заслуживает? На эти (и ещё множество других неозвученных мной) вопросы гер Ланг предлагает нам ответить самостоятельно, уводя картину в никуда.

«М» Фрица Ланга - абсолютный шедевр, обязательный к просмотру всем и каждому. И к такому нельзя быть готовым. Фильм много раз бьёт вас по голове и, в конце концов, уводит в нокаут.

10 из 10

artlifeconcept

Особенности национальной охоты

Где-то посередине между экспрессионизмом и нуаром, между двух мировых войн родился один из самых значительных и увлекательных фильмов мирового кино.

Гипнотическое действие «М», в результате чего от фильма просто невозможно оторваться, сродни страшному воздействию серийных убийств на жителей Берлина. Четырехмиллионный город объят страхом и ненавистью. Паника, охватившая население, парализует общественную жизнь.

Однако свято любящая «орднунг» немецкая душа не терпит нарушений порядка. В стране, униженной внешним противником, измученной голодом и разрухой, жаждущие сильной руки люди особенно восприимчивы до борьбы с врагом внутренним - и великий фильм Ланга во многом пророческий - но пока темной берлинской ночью в густых клубах сигаретного дыма лучшие умы полицейского и преступного мира разрабатывают детальный план дальнейших действий. Потрясающий параллельный монтаж усиливает напряженность событий, но противопоставлены друг другу вовсе не полиция с воровской малиной, - это целый Город, главное действующее лицо фильма, начинает настоящую охоту за убийцей.

Германским миром правит Система, поэтому так удивительно важен протокол и порядок, и даже в профсоюзе нищих «все ходы записаны». С достойной восхищения методичностью полиция и мафия прочесывают улицы и кварталы огромного города, казалось бы, не оставляя преступнику ни единого шанса, а жители, и это одна из наиболее характерных национальных немецких черт, готовы стучать на каждого, кто вызывает малейшее подозрение. Система сильнее индивидуума - поэтому все более крепнет уверенность, что убийца будет неизбежно пойман.

Как известно, в случае убийства следует использовать букву «М», и воровской мир справляется с этой задачей чуть быстрее. Но имеют ли право преступники судить преступника? Ведь второе название фильма - «Убийцы среди нас» можно трактовать как минимум двояко - в неуверенном в своем будущем обществе всегда готова появиться сила, готовая примерить на себя роль Высшего суда. Оставалось всего два года до прихода к власти нацистов в Германии...

Кто этот мятущийся, эгоцентричный господин с пухлыми ручками и душой испорченного ребенка, респектабельный бюргер, вежливо обращающийся к своим жертвам, а затем совершающий акт убийства? Он главный негодяй или может, главная жертва? Великолепно сыгранный Петером Лорре, маньяк не в силах справиться с неведомой силой, заставляющей его вновь и вновь убивать, но оказывается способен на потрясающей эмоциональной силы монолог в финальной сцене. И вызывает он одновременно с отвращением сочувствие, только на первый взгляд кажущееся парадоксальным.

Первый звуковой фильм Ланга обладает лучшими чертами, присущими немому и звуковому кино: в нем используются лучшие визуальные приемы немого экспрессионизма, игра актеров необычайно выразительна, а кадры кинематографически идеальны, и в то же время - мастерски используется звук, который в фильме включается периодами, словно концентрированными дозами. Интересно, что даже сюжетно режиссер подчеркивает важность звука как изобразительного средства - когда визуальные средства бессильны, звук примет участие в обнаружении убийцы. Насвистываемый героем Лорре мотив «Пер Гюнт» часто опережает изображение. И этот свист, еще до появления убийцы, эти символы преступления - заплутавшие в проводах шарики и одинокая пустая тарелка, потрясают... Действительно, весь дьявол - в мелочах, отточенных Лангом до предела.

Экранизовав одну из самых страшных историй в немецкой криминалистике, Фриц Ланг снял замечательный многослойный шедевр, который является гораздо большим, чем просто одним из первых триллеров о маньяках.

10 из 10

GANT1949

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.