Ма Ма / Ma ma
Двое мужчин, одна женщина и один десятилетний ребенок переживают потери и триумфы, спорят о футболе, борются со смертью и до смерти любят друг друга. Магда — талантливая учительница и любящая мама, собирает все силы, чтобы победить болезнь и вернуть себе право жить и быть счастливой.
Кинопремия «30-я церемония вручения премии «Гойя» 2016»
Номинации:
Лучшая женская роль - Пенелопа Крус
Лучший грим/причёски
Лучшие спецэффекты
О счастье
Жизнь Магды (Пенелопа Крус) катится под откос: она лишается работы, муж уходит к своей студентке, и самая жуткая новость - у нее диагностирован рак. Впрочем, свет в конце туннеля есть. Врач Хулиан (Асьер Эчеандиа) утверждает, что шансы на спасение 70%, а на футбольном матче своего сына Магда знакомится с Артуро (Луис Тосар), потерявшем в автокатастрофе свою семью. В сложный момент Магда и Артуро чувствуют, что должны поддержать друг друга.
Рак - страшная болезнь, и появление его в сценарии, по сути, является беспроигрышным вариантом, когда речь идет о драме. Каким бы черствым ни был зритель, сложно сдержать эмоции, наблюдая за тем, как человек (пусть даже не существующий в реальности) отчаянно цепляется за жизнь, а еще ужаснее становится от того, что смертоносный недуг витает в воздухе и в любой момент может поразить любого. Реальная угроза и в то же время, как бы цинично это не звучало, идеальный инструмент для кинематографистов. Испанец Хулио Медем не стесняется пользоваться им самым пошлым образом, и это работает, но ровно до тех пор, пока режиссер не теряет чувство меры и предпринимает отчаянную попытку объять необъятное.
«Ма Ма» достаточно очевидно делится на две части, и это не тот случай, когда постановщику удается достигнуть целостности. Сперва Медем снимает мелодраму, трагедию, которая вполне пришлась бы ко двору даже в Голливуде - это вполне мейнстримное кино, поднимающее важную проблему и обращенное к широкой аудитории. Но в какой-то момент о себе дает знать европейская школа, и вектор сюжета резко меняется. Причем настолько кардинально, что образ главной героини уже вовсе не кажется таким однозначным.
Магдалена Пенелопы Крус - мать, которая обожает сына и ради его блага готова дать бой болезни, во многом банальный архетип той самой сильной женщины, которая все сделает для счастья любимых. Она - центр всего происходящего в «Ма Ма», Солнце вокруг которого вращаются скромные планеты других персонажей, монолит, а Крус - артистка того ранга, что может с легкостью сосредоточить все внимание исключительно на себе. Возможно, именно из-за ее харизмы сценарий Медема постепенно уносит в сомнительную сторону, где стремление выжить уступает место отчаянному эгоизму. Магда хочет новую грудь, Магда хочет оргию с незнакомцами, Магда хочет ребенка, абсолютно не считаясь с мнением других.
По мере того, как персонаж Пенелопы, утверждая, что ее единственный Бог - это любящий мужчина, поглощает жизненные силы окружающих ее действующих лиц, антураж приобретает все более причудливые очертания. Поющий гинеколог, набожный свингер, непрозрачные намеки на ЛГБТ, женские гениталии крупным планом, сомнительного характера разговоры о религии, галлюцинации - это можно было бы принять за комедию, но на лицах актеров каменная серьезность. Медем вместо того, чтобы сосредоточиться на одной стороне истории, хочет затронуть слишком много тем и превращает второй акт фильма в откровенный балаган, который бросает большую тень на в целом благородный посыл картины.
«Чувственная испанская натура» оказывается настолько чувственной, что «Ма Ма» просто не удается держаться в рамках типичной драмы. Когда больная раком женщина с одной грудью оказывается один на один с тремя незнакомыми обнаженными мужчинами, появляются вопросы. В этом ли счастье?
Pleymore
Eso es vivir
Решила пойти на этот фильм из-за двух имён в афише - Хулио Медем и Пенелопа Крус: первого я люблю со времён «Беспокойной Анны», вторую вообще люблю) Тандем режиссёра и актрисы оправдал ожидания - получилось яркое и страстное кино. Несмотря на всю свою драматичность, «Ма Ма» - это почти два часа чистого удовольствия.
Это кино захватывает с первых кадров и не отпускает до самого конца: Медема можно упрекать в схематичности или поверхностности, но закручивать сюжет, выстраивать композицию и держать внимание зрителя он умеет. Испания, 2012 год, экономический кризис. Магда, мама десятилетнего сына, в одночасье теряет работу, мужа и здоровье. «А кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят», - оказывается, это не только про русских женщин. Буквально не проронив и слезинки, Магда готовится к операции и при этом ещё поддерживает Артуро, потерявшего в автокатастрофе жену и дочь. Действие фильма охватывает примерно год, всё это время Магда с переменным успехом борется с болезнью, переезжает жить к Артуро и принимает неожиданные решения. Не буду рассказывать, чем всё закончилось, - ожидание развязки и создаёт то напряжение, на котором держится весь фильм.
И, конечно, всё выстраивается вокруг образа главной героини - это её жизнь, её история. То, через что приходится пройти Магде, могло бы сломать кого угодно, но она до последнего кадра остаётся верна себе. Пенелопа Крус играет очень цельную и сильную личность, остающуюся при этом нежной матерью и любящей женщиной. В общем, да - такой, наверное, и должна быть идеальная мама. Пенелопа в этой роли прекрасна и естественна - и в отрывистых диалогах, и в длинных монологах, и в больничной палате, и в ночном клубе. «Ты веришь в бога?» - спрашивает Магду сын. «Я верю в жизнь», - отвечает она. Это и есть главный мотив, проходящий через весь фильм и звучащий в песне, которую ещё один герой посвящает Магде: «Думать, говорить, мечтать, плакать, бороться, смеяться, чувствовать, любить, страдать: это значит - жить». Eso es vivir.
В общем, героиня Медема повзрослела, а тема заявлена глобальнее, чем в более ранних его вещах. При этом режиссёр остаётся верен своему стилю: так же, как и в других его работах, в этом фильме много музыки и моря, и хотя центральная песня уступает «Tiempo y Silencio» из «Беспокойной Анны», в целом саундтрек здесь не менее интересный. И, конечно, нельзя не сказать об операторской работе и цветовых решениях: при простоте сюжета и, в общем, не новых мыслях именно видеоряд несёт основную нагрузку, позволяет прочувствовать то, что переживают герои. До такой степени прочувствовать, что больше чем полфильма просто размазываешь слёзы по лицу и всё равно не можешь оторваться от экрана. Необычные ракурсы и быстрая смена кадров этому способствуют. В фильме две контрастирующие цветовые темы: ослепительная белизна больничных палат и естественные природные цвета - прозрачная синева моря, нежная зелень растений, которые поливает Магда, красная роза у неё в волосах. В общем, жизнь и смерть. Дважды повторяется не совсем обычный кадр: бьющееся сердце, показанное изнутри - видимо, сказалось медицинское образование режиссёра.
Что ещё? Конечно же, Альмодовар. Его влияние здесь ощущается отчётливо: от общего матриархального настроя (в финале фильма звучит посвящение - «женщинам») до прямых цитат (например, картинка на стене клуба). Такие традиции испанского кино. Да, может отталкивать его натуралистичность, странные семейные отношения, мотивы гомо- и бисексуальности - но в то же время очень подкупает отношение к женщинам и детям. «Твои дети - мои дети», - говорит Артуро Магде. Вот так просто и незатейливо. И хотя все мужчины в этом фильме - герои второго плана, но присутствие таких мужчин не может не радовать. В том числе и чисто эстетически)
Премьера фильма в России состоялась совсем недавно, и его ещё можно посмотреть в кинотеатрах. По-моему, это стоит увидеть - такое кино многое расставляет на свои места.
9 из 10
another alice
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.