Маска Сатаны / La maschera del demonio
В попытке очистить страну от скверны инквизиторы объявляют ведьмой молодую княжну Азу и надевают на неё Маску Сатаны - специальную маску с острыми шипами внутри. Перед тем, как сгореть на костре, княжна проклинает своих палачей до седьмого колена.
Проходит два столетия. У доктора Круваяна и его молодого коллеги Андрея на пути в Москву ломается карета, и пока кучер пытается вставить колесо в паз, любопытствующие господа заглядывают в древний склеп, где по роковому стечению обстоятельств покоится та самая княжна-ведьма. Случайно сломав крест-печать над гробницей Азы, Круваян становится катализатором мрачных и таинственных событий, разворачивающихся на фоне пылкой страсти Андрея к юной княжне Кате, за телом и молодостью которой охотится злая ведьма...
- Экранизация по произведению Николая Гоголя
- При всей любви к русской классике, Марио Бава не озаботился вопросом посмотреть на карте, где будет разворачиваться действие картины. В результате возникает курьезная ситуация - всё происходит рядом с Миргородом, однако сказано, что это территория Молдавии, тем не менее оттуда где-то за день можно в карете доехать до Москвы.
- Фильм в разных языках имеет разное название - английская версия называется «Black Sunday», немецкая - «Die Stunde, wenn Dracula kommt» ("Час, когда приходит Дракула»). При этом и Черное Воскресенье, и Дракула в фильме не упоминаются.
- Марио Бава был в то время спасителем студии «Галатея», - он быстро и относительно качественно заканчивал в срок вышедшие из-под контроля и переданные ему проекты. В итоге «Галатея» расщедрилась для Бавы и сделала ему подарок, выделив на съемки «Маски Cатаны» шесть недель, тогда как стандартом съемочного периода в то время были три-четыре недели.
- Барбаре Стил выдавали по странице сценария в день.
- Изначально персонажи Барбары Стил и Артуро Доминичи были снабжены вампирским клыками, но потом Бава отказался от этой идеи.
- В титрах указано, что фильм снят по рассказу Николая Васильевича Гоголя. Тем не менее, поскольку главные отрицательные персонажи фильма вампиры, очевидно влияние как романа Брэма Стокера, так и классических фильмов, снятых по нему.
«Маска сатаны»
«The Undead Demons of Hell Terrorize the World in an Orgy of Stark Horror!»
«Маска сатаны» - первая полноценная работа Марио Бава в жанре фильма ужасов. До этого был лишь наполовину снятый Марио фильм «Вампиры», в титрах которого даже не указана его фамилия как сорежиссера, и еще несколько коммерческих проектов. Наконец в 1960 году вышла одна из его лучших картин - «Маска сатаны».
Фильм является вольной фантазией на тему гоголевского «Вия». Бава попробовал воссоздать похожую атмосферу и добавил несколько эпизодов с лежащей в гробу ведьмой. В целом же это абсолютно самобытное кино, которое, на мой взгляд, больше тяготеет к голливудским хоррорам 30-х, чем к русской классической литературе. Сюжет фильма таков: профессор со своим учеником едут в Москву из Молдавии (?). По дороге они заезжают в старое полуразрушенное поместье и сами того не осознавая оживляют мертвую ведьму в склепе. Теперь она на свободе и будет мстить всем, кто повинен в ее смерти...
В общем, на мой взгляд, получилось атмосферное и в отличие от тех же «Вампиров» совсем нескучное кино. Даже странно как быстро адаптировался в своей новой профессии Бава, до этого работавший лишь над брошенными проектами других режиссеров. По стилю «Маска» напоминает вторую новеллу в «Три лица страха» (1963). Только здесь получилось все намного более стильно и закончено. Черно-белые съемки очень к месту. Дань всем старым классическим ужасам сразу. Из всего раннего творчества Бава (от «Вампиров» и до его первого настоящего джалло «Девушка, которая слишком много знала») этот фильм лучший.
10 из 10
Эль ЧуПанебрей
Расцвет итальянской готики
Воодушевившись успехом цветастых и кровавых фильмов студии Hammer (вернувших на экраны Дракулу, Франкенштейна и других классических злодеев), в 1960-е годы итальянские кино-творцы создали собственную эру готических ужасов.
Первооткрывателем жанра в Италии был опытный оператор и режиссёр - Марио Бава.
До того как стать режиссёром Марио Бава в качестве оператора снял более 40 фильмов. В 1950-е он был ассистентом у режиссёра Реккардо Фреда, который также стоял у истоков жанра в Италии. В 1956 году Фреда снимал фильм «Вампиры», который считается самым первым звуковым итальянским фильмом ужасов. Фреда не поладил на время съёмок со съёмочной группой и Бава закончил оставшуюся часть фильма. Та же история возникла на съёмках фантастического фильма ужасов «Калтики - бессмертный монстр».
«Маска сатаны» (1960), стал полноправным режиссёрским дебютом Бавы. Фильм позиционировали как экранизацию «Вия» Гоголя, но на самом деле, в нем практически ничего не осталось первоисточника.
«Маска сатаны» - потрясающий фильм ужасов, снятый в завораживающих готических декорациях. Он заложил основу для последующих итальянских фильмов этого жанра. В нём есть немало по-настоящему шокирующих сцен, которые даже сейчас выглядят пугающе.
Начальная сцена с вбиванием железной маски в лицо Азы до сих пор выглядит впечатляюще.
«Маска сатаны» получился идеальной комбинацией шокирующей составляющей фильмов студии Hammer и чёрно-белой готической атмосферы фильмов ужасов Universal 1930-х годов.
Роль главной злодейки исполнила английская актриса Барбара Стил. Это был её профессиональный дебют в кино. Благодаря «Маске сатаны» Стил стала классической актрисой жанра, и получила статус «королевы крика».
Большую часть 1960-х Стил снималась в готических фильмах ужасов, в которых играла как положительные, так и отрицательные роли.
Благодаря своим внешним особенностям и прекрасной актёрской игре, Стил порой в одном фильме играла сразу 2 роли - роковой обольстительницы и девушки чистой душой. В «Маске сатаны» ей также достались 2 роли: зловещей ведьмы и прекрасной невинной девушки.
Дистрибьютором «Маски сатаны» в США была студия AIP (которая в то время как раз начала запуск серии фильмов по рассказам Эдгара По, снятых Роджером Корманом).
В Америке фильм получил название «Чёрное воскресенье». В последующие несколько лет именно AIP были постоянным дистрибьютором фильмов Бавы для американского проката.
Особый стиль «Маски сатаны» повлиял в частности на творчество Тима Бёртона, в особенности - на создание «Сонной лощины».
Благодаря «Маске сатаны» Бава стал ведущим итальянским режиссёром фильмов ужасов. Его фильмы чем-то напоминали кормановский цикл фильмов по Эдгару По. Можно сказать, Бава, в каком-то смысле, был итальянским Роджером Корманом. Но при этом обладал своим особым режиссёрским мастерством.
Итог: шедевр готического хоррора, обязателен к просмотру поклонникам классики жанра.
10 из 10
Ваня Старостенко
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.