Мать
На заре XX века все так же беспросветна жизнь простой русской женщины Пелагеи Ниловны Власовой, жены чернорабочего-пропойцы. Неожиданная смерть главы семьи, кажется, не сулит ей никаких надежд, но, видя слезы матери, молодой Павел Власов отказывается от разгульной жизни.
Увлекшись пролетарскими идеями, он распространяет листовки на фабрике и призывает рабочих бороться с угнетателями. Смелое преображение сына воодушевляет и саму Ниловну: робкая, страшащаяся людей женщина преисполняется гордости и самоуважения. Но хватит ли матери мужества продолжить дело своего единственного сына?
Фильм снят по одноименному роману Максима Горького.
Каннский кинофестиваль, 1956 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Перед Марком Донским при экранизации романа Горького встало сразу несколько трудных задач. Во-первых, неизбежной оказывалась параллель с фильмом Пудовкина, одной из ключевых лент немого советского кинематографа 1920-х годов. Во-вторых, требовалось явно перестроить повествование, ведь роман весьма анемичен, в нем явно не хватает психологизма, достаточно пунктирно прослеживается эволюция героев, ведь как известно, Горький скорее наследует традиции интеллектуального становления персонажей в духе Чернышевского, нежели придерживается толстовской «диалектики души». В-третьих, необходимо было как-то переосмыслить недостатки сталинского стиля с его резкими антитезами «хорошего» и «плохого», доходящими подчас до предельной карикатурности.
Можно сказать, что режиссер по большей части с трудностями справился. Конечно, фильм Пудовкина остался самим собой. Сравните хотя бы сцены демонстраций в обоих фильмах, чтобы понять, что это примеры из разных весовых категорий. Но Донской, скорее старательно применяя открытия, сделанные Эйзенштейном и некоторыми другими режиссерами (обратите внимание на типично эйзенштейновской прием при переходе от изображения статуи слепой Фемиды к судье, надевающему пенсне), добивается той выразительности, что ставит фильм выше простых агиток «за советскую власть и лучшую жизнь». Для этого он прибегает к оживлению, динамизации горьковского сюжета, темп фильма такой, что временами картину можно даже назвать остросюжетной. Нет в ней типичного для более раннего кинематографа «глубокомысленного» застывания на крупном плане, героев, выражающих «думы и чаяния простого народа». Фильм Донского шумный, временами кричащий. Даже как-то и остаются в стороне те недостатки психологизма, которые все же перешли в фильм по наследству от книги. И, конечно, в том, что фильм выше среднего уровня, «виноваты» актеры. Молодой Баталов играет тут не первую свою роль и уже показывает все свои задатки актера разнопланового и играющего не один и тот же тип, но разные характеры. Вполне сложился актерский ансамбль, от ролей лейтмотивных до эпизодических (тут можно отметить первое и уже удачное появление на экране Олега Борисова). Ну и понятно, что к концу фильма он напоминает бенефис Веры Марецкой. Из-за ее игры образ Ниловны совершенно перерастает горьковскую героиню, можно сказать, что драматизм фильма более чем наполовину связан с ней.
Подводя итог, отметим, что этот фильм - пример постепенного отказа от очевидных приемов сталинского соцреализма, хотя от них он еще очень сильно зависит, хотя в риторическом педалировании плакатных фраз и лозунгов, которых много и в романе, и в фильме. Но перевес все же на стороне некоей человеческой убедительности героев фильма.
Поэтому,
7 из 10
terenss
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Гендальф:
Это сильное произведение и прекрасный фильм! Спасибо всем тем борцам и товарищу Ленину за наше счастливое социалистическое детство! Спасибо тем людям за правду, за жизнь, за свободу!
|
09:33 / 12.12.2015 |
|