Мичман Панин

Мичман Панин
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 25 Май 1960
Режиссёр: Михаил Швейцер
Продолжительность: 01:36
Просмотрели: 20

Только что произведенный в мичманы член подпольной организации Василий Панин участвует в спасении группы политзаключенных. Военный корабль, на который Панин получил назначение, уходит в загранплавание, а на борту у него — тринадцать беглецов. В любую минуту они могут быть обнаружены…

 

  • В этом фильме впервые после событий 1917 года официально спет гимн «Боже, Царя храни».
  • В «роли» крейсера «Елизавета» был снят минный заградитель «Ока» (минный заградитель «Марти»), бывшая императорская яхта «Штандарт».
  • На стене корабельного лазарета висит таблица Головина - Сивцева, которая была изобретена советскими офтальмологами Д. А. Сивцевым и С. С. Головиным в 1923 году для проверки зрения.
  • Прототипом главного героя был соратник В. И. Ленина - Василий Лукич Панюшкин, уроженец деревни Кочеты Новосильского уезда Тульской губернии (ныне Залегощенского района Орловской области).

 

Памяти Вячеслава Тихонова

Мало кто знает, но фильм основан на реальных событиях.

В 1912 году русское военное судно «Океан» (в фильме «Елизавета») готовилось выйти в учебное плавание вокруг Европы. Перед самым отплытием матросам-большевикам стало известно, что латышские подпольщики освободили из-под стражи тринадцать заключенных приговоренных к смертной казни. Вот так их и спасли, переправив на судно, а затем за границу. Все прошло успешно и через некоторое время беглецы высадились в Александрии. А вместе с ними спасаясь от преследования сошел на берег один из руководителей этого дерзкого побега мичман Василий Ванюшин.

В фильме очень интересный актерский коллектив: в роли боцмана невероятно популярный Леонид Кмит, ловкач-матрос Камушкин в исполнении дебютанта Леонида Куравлева, в роли старого служаки, порядочного и честного капитана первого ранга Сергеева, Николай Васильевич Сергеев. И конечно в роли отчаянного, смелого и решительного мичмана Панина - Вячеслав Тихонов.

Режиссер наделил Тихонова той мерой свободы при съемках, которая не только раскрепостила актера, но и помогла ему отрешиться от прежних ролей и в первую очередь от Виктора Райского, чем-то похожего на Панина.

В этом фильме Вячеслав Тихонов сыграл пожалуй три роли: настоящий русский мичман флота, гуляка-офицер и революционер.

В нем трудно заподозрить большевика, в этом блестящем затянутом в мундир офицера, ведь он так лихо держится, так предан службе и воинскому долгу. Но в минуту опасности Панин преображается - он полон решимости, энергии, смел.

Самый замечательный эпизод с блеском поставленный Швейцаром и сыгранный Тихоновым - это суд над Паниным. Поставленный в духе мелодрамы времен немого кино. Мичман пытается оправдаться за самовольную отлучку с корабля, рассказывает невероятную историю своих похождений по загранице: мелькают кабаре, реки шампанского, красотки-танцовщицы, роковая любовь и...падение.

«Я надеюсь, что суд поймет меня. Я впервые вступил на таящую в себе столько заманчивых для молодого человека возможностей землю Франции» - говорит Панин суду. Гуляка-мичман неотразимо красив и несчастен, он жертва коварных интриг, в угаре страстей он про все забыл, ведь он еще так молод...

Парад эффектных поз, жестов, вздохов...Невероятный набор актерских приемов, ярких и разнообразных! Очень хорошее приключенческое кино!

Некоторые факты:

Во время съемок В. Л. Панюшин был еще жив и проявлял к картине живой интерес. В реальности Панюшин сошел на берег, далее из Александрии перебрался во Францию и в Париже встретился с вождем мирового пролетариата.

Шкас

Вставай, пролетарий!

Сейчас принято смотреть на прошедшие события однобоко. Исключительно так - те плохие, а эти хорошие. Историки забывают, что если бы люди при царе Николае II действительно жили хорошо, то никакой революции 17-го года в помине не было б.

Не защищаю фильм, это одна из многих советских агиток, но... режиссёру Михаилу Швейцеру (тот самый, что потом в 1968 году снимет «Золотого телёнка» с Сергеем Юрским в роли Остапа Бендера), удалось выйти за рамки обыкновенного «правильного», «партийного», а проще говоря, тупого и сугубо специализированного фильма, который нацелен исключительно на промывание мозгов советского пролетариата, на иной уровень качества. В фильме сплелось воедино несколько жанров: приключения, комедия, исторический и агитка (ох, никуда от этого не уйдёшь).

Картина мне очень понравилась. Здесь вам в главной роли и молодой Вячеслав Тихонов (бессметрный Штирлиц; следует отметить, что роль мичмана Панина для него стала некой репетицией будущей роли советского суперагента), и начинающий Леонид Куравлёв, не говоря о созвездии актёров «старой закалки».

В общем, смотреть можно. Не всякий сможет (тут всё-таки на любителя, сами понимаете, динамика сюжета не такая как сейчас). Особого психологизма не ищите, но картина поставлена на отлично.

Больше всего мне понравился эпизод, где Панин рассказывает на суде о том, как же он провёл целый месяц в Париже - столице красоты, кокетства и разврата. Все сцены его воспоминаний были сняты в духе пародии на немые фильмы начала ХХ века, что не могло не удивить и не рассмешить одновременно (в хорошем смысле).

В конце добавлю, что сам сюжет картины основан на реальных фактах. Прототипом Василия Панина был Василий Лукич Панюшкин (не улавливаете сходства имён?), который был профессиональным революционером, до 14-го года служил мичманом (по сути, младшим офицером), потом был арестован и приговорён к смерти, сбежал. Во времена Гражданской воевал на Колчаковском фронте. В 1921 году вышел с партии. При Сталине был репрессирован. После освобождения проживал в Москве, где и умер в 1960 году.

Когда картина снималась, товарищ Василий Панюшкин был еще жив и вполне возможно, что Вячеслав Тихонов встречался с ним.

Вот такая вот история.

Самый главный минус фильма заключается не в его пропагандистской стороне, а, на мой взгляд, в крайне скомканной концовке. Повествование идёт достаточно ровно и интересно, но в самом конце мы видим что-то сожмаканное, словно сделанное наспех.

В целом же, «Мичман Панин» имеет тот неповторимый оттенок советских фильмов времён оттепели. К ним относится и жемчужина мирового кинематографа «Дама с собачкой» (снятая в том же 1960), и «Приходите завтра...» (1963), и много-много других.

Вобщем, повторяю, фильм на удивление понравился. Оценка:

8 из 10

Алексей Журавлёв

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.