Мимо окон идут поезда

Мимо окон идут поезда
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 22 Август 1966
Продолжительность: 1:32

Кого мы растим и как растим - вот смысловой подтекст этой картины. Что получится из Сани Зенкова, Геннадия, Юрки, Мухомора и других воспитанников интерната? Ведь как легко отравить их ядом бюрократизма, заложить в них фундамент «чиновной души», посеять недоверие и скепсис. Директор интерната невольно преподал им «уроки» ханжества и бездушия. И теперь так трудно им найти душевный контакт с Лидией Сергеевной, новой учительницей, бесхитростным, живым, светлым человеком. Но учитель должен понимать своего ученика и, если что, вовремя протянуть ему руку помощи...

Если бы меня спросили, какой советский фильм по моему мнению наиболее четко и ясно проводит водораздельную линию между кино условно «оттепельным» и условно же «периода развитого социализма», я бы, не задумываясь, назвала относительно невзрачный и малоизвестный - «Мимо окон идут поезда». Фильмы детской и подростковой тематики вообще располагают и автора, и зрителя к социальным диагнозам и обобщениям (существует ли более наглядная, более чутко реагирующая на малейшие колебания генеральной линии модель общества, чем класс общеобразовательной школы?). Когда же речь идет о детском доме, интернате, пионерском лагере или (привет Голдингу!) необитаемом острове - другими словами, о любом месте, где дети оказываются вдали от неустанного родительского ока, предоставленные сами себе (либо под отстраненным надзором не связанных с ними родственными узами взрослых), - общественно-политическими ассоциациями (хотя бы и исключительно в зрительском восприятии) фильм обрастает неизбежно, и ассоциации эти прозрачны и надежны.

Так педагогический конфликт директора интерната Федора Федоровича (из поколения детей войны) с молоденькой воспитательницей Лидией Сергеевной (из первого поколения войны не видевших) - увенчавшийся формально сокрушительной, но морально неубедительной победой первого и старшего - как нельзя точнее ложится на ноты общественного противостояния конца «оттепели». В прекраснодушных и искренних, но таких некомпетентных, таких безответственных, полных такого эгоистичного максимализма, а потому в конечном итоге напрочь лишенных какой-либо конструктивности (если не сказать - вредоносных) действиях Лиды, как в карманном зеркальце, уменьшенно и упрощенно, отражены административные и идеологические экспромты, на которые столь богаты были оттепельные годы, посеявшие ветер, оставившие надолго влажный след в морщине. «Показательный процесс» над мальчонкой, организованный авторитарно-харизматичным, погрязшим в казенщине и очковтирательстве директором, со всеми этими детскими голосами, зачитывающими в радиорубке осуждающие товарища тексты, и опрокинутыми лицами учителей, приникших к приемникам, - буквально построен по схеме тех, пристнопамятных, не к ночи будь помянутых. Дрожь пробегает по членам, невольно задашься программным шестидесятническим вопросом: «А вдруг и впрямь, по логике наитья, заведомо безнравственно дитя, рожденное вблизи кровопролитья?»...

Экранная и операторская символика следуют исторической логике почти дословно: Лида появляется в интернате как солнечный лучик, рядом с ней тает лед, звенит капель, набухают почки, а вот в день ее отъезда резко холодает, среди весны идет снег, гибнут хрупкие побеги. Зимняя стужа контрреформации затягивает ледком оттепельную слякоть, заново мостит дороги, которые развезло. Негуманно (хоть и не без своеобразной справедливости) осужденный Санька Венков возвращается - пусть и не покаянно, но почти добровольно; в его холодном взгляде на плачущую по нему Лиду - вся ясно осознанная цепким детским умом цена свободе во всеобщем равнодушии, без отеческой заботы...

Художественно «Мимо идут поезда» - фильм, увы, не из самых удачных. Ему не хватает некоей целостности, однородности впечатлений, завершенности сюжетных линий и характеров, что особенно обидно, поскольку материал-то замечательный. Главным образом из-за чрезмерного многообразия затронутых и не волне развитых тем этот фильм заметно проигрывает и «Другу Кольке», и культовому «Доживем до понедельника», и появившемуся в том же году «Звонят, откройте дверь». На фоне блестящей игры Круглого, Некрасовой, Мазуровой, Трусова, детей (особенно Вити Косых, одного из лучших наших «юных» актеров) заметно проигрывает Стерникова - очаровательная, стройная, но не вполне еще уверенная в своих силах. Прелестные сцены (линейка с отъемом у Мухомора переходящего Буратино, беседы мальчишек с истопником Прокофьичем, приезд родителей за детьми и тоска тех, кто остался на воскресенье в интернате) нанизаны одна на другую несколько произвольно, вымученно, недостаточно убедительно... Впрочем, я, конечно, и придираюсь тоже. Если рассматривать этот фильм сам по себе, не в сравнении с шедеврами, выглядит он очень и очень достойно. И к просмотру я его рекомендую горячо и однозначно - хотя бы как предрассудок, обломок древней правды, храм которой давно упал.

galina_guzhvina

Метафизика 7-А класса

Внешний сюжет картины довольно незамысловат: под веселую джазовую музычку композитора Фиртича (которого я уважаю, ценю и люблю - посмотрите его работы в кино) на поезде «Москва-Владивосток» в сибирский заштатный городок Гусев (в котором нет ни большого, ни малого театра), в интернат, приезжает из Москвы молодая учительница Лидия Сергеевна; это её первое место работы. Директор Федор Федорович встречает молодого педагога доброжелательно и приветливо. В процессе работы юная Лидия Сергеевна совершает некоторые ошибки, слишком сблизившись с детьми - и ей приходится покинуть педагогический коллектив интерната и уехать обратно, в Москву, на поезде «Москва-Владивосток».

Но мне интересна метафизика происходящего: возможно, фильм более глубок, чем это кажется поверхностному зрителю? Поэтому я предложу такую игру: я выстрою взрослых персонажей фильма по возрасту и подыщу каждому правдоподобную судьбу.

Истопник Прокопьич: наиболее старый (древний) персонаж; перекати-поле, человек без корней: зимой поработает истопником, а уж летом побродит по Сибири, до Сахалина, золотишко помоет, рыбку половит. Не коренной сибиряк. Раскулаченный? переселенец? Сам в войне не участвовал, но сын воевал.

Преподаватель математики Николай Степанович: 30 лет стажа, занят своим хозяйством, хотя прекрасный педагог. А не из репрессированных ли он? Реабилитирован? Пришибленный какой-то. Очень напоминает Кюхельбекера в ссылке.

Директор Федор Федорович: пока оставим его.

Раиса Васильевна, старший воспитатель: первоначально классный руководитель 7-А, на место которой поставили юную Лидию Сергеевну. Инициативная, но безынициативная женщина.

Евгения Ивановна, тоже молодой педагог, но очень неуверена в себе.

Лидия Сергеевна, главная героиня, выпускница педагогического ВУЗа, первое место работы.

Валерий Павлович, физрук: просто живет и работает, старается ни во что не вмешиваться, делать все правильно и по сути особо ни на что не влияет.

И, главное, 7-А класс: Геннадий, хулиган, но из грамотных, интеллектуальных, за словом в карман не лезет, свои права знает и другим спуску не даст; руководит по сути небольшой бандой из еще 4-х человек. Саня (Виктор Косых) - попал в рабство к Геннадию, проиграв тому в бильярд. Прочие ученики.

А теперь посмотрим, какой выбор есть у учеников? какую судьбу они себе выберут?

Саня, укравший 10 рублей у преподавателя, становится изгоем; прислониться может только к истопнику Прокопьичу (аллюзия с Бажовским «Каменным цветком»: «Был в ту пору мастер Прокопьич...») Да только этот Прокопьич ничего не может дать - и по сути бросает Саню.

Математик Николай Степанович - пришиблен и совсем не авторитет.

Физрук хорош - и это неплохой выбор - скажем, для Геннадия и его подельников.

Директор. Он равно удален. Он успешен как руководитель большого коллектива, поэтому ему некогда вникать в проблемы отдельных учеников. Оступился Саня? На его примере научим других. Жестоко? Да нет: как полководец управляет группой людей и может отдельными жертвовать для достижения результата - так и директор должен более-менее дать какое-то воспитание, социализировать детей. Один «погибший» - допустимая потеря.

Свежий глоток воздуха из Москвы Лидия Сергеевна: поманила детей, дала представление о другом, интересном мире; и дети увлеклись этой появившейся возможностью оттепели, душевности, персонального отношения... Но... уезжает, бросив детей.

Обратим внимание, что класс почти справился с конфликтом самостоятельно: почти выяснил, кто украл деньги; нашел деньги, забрав их у Геннадия... Да только авторитарный директор не заметил этого взросления, самостоятельности. В интернате все останется по-прежнему.

А благие намерения приехавшей из столицы интеллигентки не будут подхвачены: ни у Лидии Сергеевны нет внутренней крепости - так, светлые идеи юности, ни у детей нет возможности опереться на эти идеи.

Оттепель закончилась. Мораль: не верьте интеллигентам из Москвы - они обманут. Старайтесь не высовываться и не нарушать. Жизнь монотонна, выбора нет. Интернат.

Вот такая игра.

Я смотрю фильмы 60-х отстранёно: я их почти все видел еще при советской власти. Но этот фильм - скажу спасибо уехавшему во Францию Льву Круглому - без изъят из обращения. Так что увидел я его только сейчас. И удивился современности фильма. Ну, должен сказать, что сценарист Хмелик - уверенный профессионал. Так что фильм многопланов и интересен.

Попробуйте увидеть в нем больше, чем показано.

О самом фильме. Очень порадовал Лев Круглый - просто прекрасная работа. Стилистически фильм мне напомнил «Живет такой парень»: та же Сибирь, так же идут поезда сквозь тайгу, живут люди.

Vlad Tkatchenko

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
ok ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.