Минин и Пожарский
Исторический фильм о вторжении поляков на территорию Руси (1611), создании Мининым и Пожарским народного ополчения. Начало XVII века. Уже шестой год русская земля под игом интервенции. Осенью 1610 года польские паны в обманом захватили Кремль и пытались прорваться на север Руси.
Повсюду вспыхивали восстания, но хорошо вооруженные интервенты разбивали разрозненные крестьянские отряды. Освободительное движение возглавили нижегородский купец Кузьма и князь Дмитрий Пожарский.
- Экранизация повести Виктора Борисовича Шкловского «Русские в начале XVII века».
- В 1963 году фильм был «восстановлен» - то есть подвергнут цензуре, после чего его продолжительность со 134 минут уменьшилась до 109 минут.
Образец историко-патриотического кино
«Минин и Пожарский» это постановка патриотического кино эпохи культа личности, как не крути, а при «проклятом» Сталине и «кровавом» Берии умудрялись снимать хорошее кино, эпичное, которое десятилетия спустя не зазорно посмотреть и получить удовольствие. Причем и эстетическое от просмотра и патриотичное по содержанию ленты. Да некоторые моменты режут глаз, особенно в изображении интервентов и отдельных исторических аспектов прихода их на Москву, но в это остается в духе политической конъюнктуры и не оставляет неприятного осадка.
Итак, лента повествует о самых драматических моментах истории Российского государства начала XVII века, когда в вихре исторических событий страна была погружена в пучину ожесточенной гражданской войны и царил полнейший хаос в управлении. Два самозванца, один выборный царь, семибоярщина сменяли друг друга у власти, подчистую существуя параллельно, грабили все и свои и чужие, земли приходили в запустение. Все это очень хорошо видно в фильме, обращает на себя то, как кинематографисты четко и достоверно передавали особенности того времени -и стремление бояр к власти (их позиция очень хорошо показана в эпизодах в Кремле при поляках), и особенности именования дворян при панах (Гришка Орлов, не Григорий, а Гришка - холоп царя, особенность того времени, когда князья и бояре подписывали челобитные Иванцами и Васьками), и сложности Первого ополчения когда вожди Прокопий Ляпунов и Дмитрий Трубецкой спорили (местничали по той терминологии) кому быть главой ополчения, и показано что основа Второго ополчения дворяне и дети боярские (служивое сословие), а отнюдь не крестьяне, и поход Ходасевича на Москву (его спор с Сигизмундом III, и претензии короля тоже показаны хоть и упрощенно, но исторически верно), и отказ от услуг наемников князем Пожарским (факт известный), и особенности сражения между русскими и польско-литовскими войсками на Девичьем поле, со взаимными спорами вождей ополчения. Все вышеперечисленное создает историческую ауру от просмотра.
Пусть местами наивный, при современном взгляде, и с некоторыми неточностями, но фильм интересный и стоит того, чтобы его посмотреть.
8 из 10
LennoxL
Как испортили 1612 год
Итак, эта постановка относится к «героическому» циклу конца 30-х - начала 40-х, когда очень нужны были исторические образы мужественности и патриотизма. Характерные черты фильмов той эпохи - бескровные батальные сцены с массовкой, нанятой за несколько рублей, хоровое пение, идущее в ногу с живой инструментальной музыкой, простые студийные интерьеры, картонный реквизит и Ростов Великой в качестве белокаменной Москвы. А так же очень подробное следование учебнику истории.
Кузьма Минин (Александр Ханов), как положено небогатому купцу, ездит по сёлам, видит вокруг пепелища и разорение. В то время как князь Пожарский (Борис Ливанов) принимает участие в первом народном ополчении 1611 года, которое закончилось неудачно ("спасибо» казачьим атаманам Ляпунову, Трубецкому и Заруцкому), на радость настоящим антигероям - гетману Ходкевичу (Анатолий Горюнов), Сигизмунду III (Михаил Астангов) и предателю-стольнику Орлову (Лев Свердлин). Но вот народ собирается в Нижнем Новгороде, где звучит легендарное выступление Кузьмы Минина, с исторической точки зрения, смахивающее на анекдот.
На Новое ополчение нужны были деньги. Но их что-то никто не нёс, зато у всех были отговорки. Тогда Минин бросил клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю». Никто не высказался против, поэтому Минин на самом деле назначил цены за родственников знатных жителей. Деньги сразу нашлись, и никого в итоге в холопы не продали. А дальше были известное всем событие: второе ополчение, освободившее Москву от поляков. Правда, я из фильма узнал (и это правда), что к Пожарскому был подослан убийца, но, к счастью, убийца попался не очень умный, и не смог он помешать освобождению Руси.
А вот теперь я вспомню фильм «1612» Владимира Хотиненко. И у меня появится вопрос: что за отсебятина там показана? Какие-то левые гишпанцы, единороги, Ксении Годуновы. И очень много Пожарского (а Минин показался лишь в телевизионной версии).
Единственное, чем стоит гордиться фильму 2007 года - это драки на саблях, остальное всё настолько криво сломано, что я рад наличию такой альтернативы, как «Минин и Пожарский». Тут главный герой некий крепостной Роман (Борис Чирков), но в ход истории он не лезет и суперспособностей, типа уничтожения склада боеприпасов одним выстрелом не показывает. Хорошо ли это или плохо - судить народу, но учтите, что за фантастическим «1612» появится Иван Сусанин в латексе и с многоствольным пулемётом...
Не зря сказали: «Россия - страна с самым непредсказуемым прошлым».
7 из 10 [Я не призываю всех смотреть этот старый фильм, просто недоумеваю, как можно было в 2007 снять версию, уступающую этой]
Zmey-Aspid
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.