Хладнокровный предприниматель Франко оказывается на грани банкротства. Герой хватается за последнюю надежду спасти бизнес и решает обратиться за помощью к своему старому приятелю, который занимает пост министра и может посодействовать в выигрыше крупного гостендера. Для успеха предприятия нужно устроить для будущего спасителя незабываемый вечер: приветливые домочадцы, вкусная еда, самое дорогое вино, лучшие наркотики и соблазнительная особа на ночь (в качестве десерта).
С последним «ингредиентом» идеальной встречи-подкупа возникают неожиданные затруднения. Вместо выбранной заранее девушки на ужин приходится пригласить найденную наспех незнакомку Чен, которая не собирается следовать задуманному сценарию и способна привести запланированное представление к непредсказуемой развязке. Однако подвоха ждать стоит от каждого, кто в этот вечер находится за одним столом с почётным гостем.
Итальянский режиссёр Джорджио Амато до комедийного «Министра» пробовал себя преимущественно в жанре триллера («Замкнутый круг», «Сталкер»). Такой творческий фундамент определённым образом накладывает отпечаток на его новую картину, и буквально с первых кадров зрителя готовят к тому, что в ближайшие полтора часа чёрного юмора не избежать.
Каркас истории поначалу кажется примитивным и ведущим к закономерному финалу: к людям, которые привыкли жить на широкую ногу, но чьи дела идут ко всем чертям, с верхов иерархической лестницы на минутку спускается благодетель. Его ждут подобно ревизору, вердикт которого может стать как подарком, так и проклятьем. Стандартные сценарные решения, казалось бы, рискуют превратить картину в скучный фарс. Однако у каждого «актёра» в этом гоффмановском представлении свои собственные интересы и пожелания к министру. Поэтому Франко вряд ли удастся побыть «дирижёром вечера» и провести игру по задуманному сценарию.
Замкнутое пространство квартиры, в которой проходит судьбоносная трапеза, можно считать полноценным героем картины, способным специфическим образом повлиять на развитие событий. Как и в «Резне» Романа Полански, в «Министре» не может быть речи о так называемой командной игре, которая по умолчанию предполагается в начале истории. Здесь каждый сам за себя, поэтому зритель неоднократно становится свидетелем хаотичного возникновения небольших альянсов между героями, которые распадаются так же быстро, как и создавались.
Важно отметить, что картина Амато сильно выделяется на фоне других итальянских комедий о герое, карьера которого находится под угрозой. Персонажи в картинах «Кто эти люди?», «К чёрту на рога» или «Захочу и соскочу» подходили к своей проблеме с дерзким авантюризмом и с удовольствием окунались в приключения, которые подарила им жизнь. В «Министре» же, напротив, язвительно высмеиваются трусость, алчность и подлость человека, готовые в любую секунду вылезти на всеобщее обозрение. Главный герой оказывается редкостным «везунчиком», который при беспорядочных попытках найти выход из ситуации виртуозно натыкается на тупики. Однако повествование лишено скучной прямолинейности и даёт возможность насладиться искусной импровизацией героев, исход которой предугадать практически невозможно.
Polina Zinovyeva
Нескромное обоняние буржуазии
Застройщик Франко Луччи уверен, что у него все схвачено, ведь к нему на ужин собирается сам Господин Министр. Все приготовления сделаны: куплено дорогое вино, готовится любимое блюдо статусного чиновника — тушеный кролик, в столе ждет чемодан с наличными и пакетик с кокаином, а шурин везет к ужину «десерт» в виде дорогой проститутки. Вот только все идет не по плану — пропадает любимая собачка хозяйки, прислуга ревет из-за увольнения, купленное вино не подходит к кролику, сам кролик отправляется в мусорное ведро хозяйкой-вегетерианкой, а проститутка… э… теряется по дороге. Так и хочется воскликнуть на месте бедняги Франко: «Господи, за что мне это?»
И правда, за что? Как сказал перед началом премьерного показа фильма «Министр» художественный руководитель киношколы «Свободное кино» Дмитрий Куповых, «политическая сатира — это обличение недостатков власти — правящего строя или в самой стране, или за ее пределами». Стало быть — Франко и его гениальный план страдают из-за недостатков власти? Но не сам ли Франко и ему подобные взрастили Господина Министра, посадили на тендерный трон и приносят щедрые подаяния? И раз уж, как заметил Дмитрий, внутренняя политическая сатира на российских экранах «актуально отсутствует», будем смотреть итальянскую — тем более, что итальянцы нам так близки по духу — широтой души, всемогущей коррупцией и искренней верой в то, что «строгость законов компенсируется их неисполнением».
Слово «сатира» происходит от латинского satura и греческого глагола satyros, переводимым как «высмеять». И, поистине, это не добрый юмор — режиссер и сценарист Джорджио Амато бьет по своим героям наотмашь с первых же кадров: демонстративно неубранные за собакой экскременты лишь готовят зрителя к череде кадров столь гротескных, что комедию стоило бы даже назвать «черной».
Неслучайный элемент — несколько раз герои пытаются улучшить атмосферу в комнате, распыляя освежители воздуха, но душок гнили никак не выветрить. Характерная черта сатиры — никаких положительных героев (не считая собачки) — у всех персонажей «рыльце в пушку», каждый хочет продать себя подороже, и каждый хочет усидеть на двух стульях, вырывая опору из-под сидящего рядом. Господин Министр — столь неуемен в своих желаниях и прямолинеен («Государству и правда чихать на всех!»), что буквально разрушает остальных героев, и так не особо законопослушных. Герою Франко в финале начинаешь даже сочувствовать — бедняга всего лишь пытался «быть как все», играть по правилам, но змея коррупции от жадности слишком сильно заглотила собственный хвост.
История завершается, как и начинается, с собаки — и смысл метафоры и в начале, и в конце, кажется, понятен без перевода с итальянского — все это дурно пахнет, каким бы освежителем воздуха не пользовались герои… и в какой бы стране не произошла эта реалистичная до гротеска история…
dmitrythewind
|
|