Миссис Хайд / Madame Hyde
Мадам Жекиль - эксцентричная училка, которую ни в грош не ставят ни коллеги, ни ученики. Однажды в грозовую ночь в нее попадает молния, и это происшествие фантастическим образом меняет героиню. В кроткой мадам пробуждается дьявольская миссис Хайд. Властная и опасная для окружающих, она живет внутри мадам Жекиль и ждет удобного момента, чтобы отомстить своим обидчикам.
Социальная трагикомедия
Французская комедия «Миссис Хайд» была продемонстрирована российской публике на Московском Международном кинофестивале во внеконкурсном показе, а 26 марта вышла в прокат. При этом международная премьера состоялась аж в августе прошлого года на фестивале в Локарно. Режиссером и сценаристом данной картины выступил Серж Бозон. Он не особо известен массовому зрителю, да и у критиков не сыскал особой славы. Главную роль исполнила потрясающая Изабель Юппер. Она играет скромную учительницу физики - мадам Жекиль, у которой никак не получается выстроить отношения с учениками. Как не сложно догадаться из названия фильма в один прекрасный момент с мадам Жекиль происходит некая метаморфоза, и она становится пресловутой миссис Хайд.
Нельзя сказать, что «Миссис Хайд» это ремейк или переосмысление готического романа Роберта Стивенсона - «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Это самостоятельная история о двойничестве - о темной стороне личности, которая смогла выйти из заточения. Подобные мотивы весьма популярны, как в литературе, так и в кинематографе, поэтому в данном случае это маркетинговый ход, созданный для привлечения большей аудитории. Вообще, как это ни парадоксально, но вся фантастическая составляющая фильма здесь не так уж и важна. Серж Бозон снял социальную трагикомедию про современную французскую школу со всеми ее проблемами. Так в школе большая часть учеников - дети из неблагополучных семей или дети мигрантов, преимущественно арабов и африканцев, которые хотят читать рэп, а не учиться. Бозон пытается высмеять и негласные законы толерантности, когда чудаковатый директор (Ромен Дюрис) не находит незадевающих слов, чтобы объяснить ситуацию с годовыми проектами для разных классов, и в итоге ссылается на министерство образования. А момент с аттестационной комиссией показывает нелепость всей бюрократической системы (занимательно, что слово «бюрократия» родом как раз таки из французского языка).
Бозон остается верен себе и не упускает возможности поиронизировать и над традиционными семейными ценностями и изменением социальных ролей. Но все-таки главным посылом фильма становится то, что в школах должны учить не только точечным знаниям, заставляя зубрить науку ради галочки или славного будущего, или просто готовить учеников к экзаменам, а должны научить думать и анализировать. В связи с этим на ум приходит вторая часть из прославленной трилогии об Апу бенгальского режиссёра Сатьяджита Рея «Непокоренный» про деревенского мальчишку, увлекшегося учебой. Но в отличие от Рея, у Бозона именно кадры с обучением «думанью» выглядят по-детски простыми и даже глупыми. Но, основная претензия к режиссеру заключается в том, что фильму не хватает того неповторимого французского шарма, который мы привыкли наблюдать во всех французских комедиях, начиная с далеких 60-х годов.
5 из 10
Миссис Джекил и мадам Хайд во французском классе коррекции
Скромная и застенчивая учительница мадам Жекиль (Изабель Юппер) пытается привить своим ученикам интерес к физике, но вызывает у них лишь раздражение, перемешанное с презрением. Она особо выделяет одного из учеников, Малика, из-за того, что у него ДЦП, и он в классе такой же изгой, как и она среди педагогов. Но он относится к ней так же по-хамски, как и остальные. Жизнь училки кажется беспросветной, даже муж-безработный, переквалифицировавшийся в домохозяйку, ни во что ее не ставит, не говоря уже о коллегах по работе, которым она портит все показатели. Но однажды после неудачного физического эксперимента все меняется.
Понятно, что физика - предмет сложный. Понятно, что учителя, пытающиеся вдолбить в пустые лбы переполненных гормонами подростков высшие законы каких-то там наук, не могут вызывать у них любви и уважения. Понятно, что унылая училка-идеалистка без педагогического таланта, но с чувствами и повышенной ответственностью должна как-то встряхнуться, чтобы начать что-то менять. Непонятно, зачем для этого нужно было приплетать комиксовую сюжетную линию об ударе молнии и обретении суперспособностей по типу не то доктора Джекила и мистера Хайда, не то доктора Беннера и Халка (без мистера). Неужели для того, чтобы показать, что в реальном мире все так плохо, что без вмешательства потусторонних сил изменить ничего нельзя?
Подопечные мадам Жекиль учатся в так называемом техническом классе. В системе французского образования туда собирают недоумков, которым закрыты пути к высшему образованию. Большинство из них «понаехавшие» из стран Азии и Африки. Их будущее - быть простыми работягами. А изучив электричество они хотя бы электриками смогут устроиться. Но для электрика что важно? Знать на практике, что будет, если сунуть два пальца в розетку. А она им про какого-то Фарадея талдычит! Конечно, они возмущены, и даже ходят жаловаться директору. И постоянно третируют достающую их педагогиню. Но надо всего лишь наказать зарвавшегося хулигана и злых собак, и все школьники мигом полюбят физику, примутся решать задачки и изучать электричество.
«Миссис Хайд» позиционируется как комедия с элементами фантастики. Но режиссер и автор сценария Серж Бозон по первой своей специальности является кинокритиком, а значит не может питать слабость к массовым жанрам кино. Его новый фильм скорее сатира с элементами гротеска и пародии на масскульт. При этом в лучших традициях гуманистического искусства все внимание он отдает бедам маленького человека в условиях чуждого и враждебного мира, в душе которого копится боль и протест, и в какой-то момент все это выплескивается наружу. Фильм изобличает пороки современной системы образования: снобизм и оторванность от жизни учителей, тупость и жестокость подростков, не желающих нагружать мозги ничем, кроме комиксов, невозможность этих двух категорий сконнектиться/придти к взаимопониманию, всеобщее нежелание что-либо менять.
Перемены приходят не потому, что они назрели, а потому что вдруг все переменилось. Как в комиксах, которые мадам Жекиль презирает именно за то, что там не нужно трудиться для достижения каких-либо результатов, все происходит само собой, надо лишь обрести суперсилу.
Мадам Жекиль упорно трудится, пытаясь убедить всех в необходимости изучения фундаментальных законов физики, а не исследования их практического применения. И вот однажды в нее ударяет молния, и она сама становится героем комикса. Далее фильм раздваивается и начинает идти двумя не пересекающимися путями. В одном из них мадам Жекиль изменилась, попыталась изменить мир вокруг себя и даже кое в чем преуспела. В другом она бродит по окресностям в виде живого факела, творя месть с одержимостью злого мистера Хайда. И честно говоря кажется, что режиссер Серж Бозон приплел эту линии лишь потому, что на реалистичную социальную сатиру никто бы не пошел.
Изабель Юппер является украшением фильма. Она и есть тот самый маленький человек, пытающийся противостоять злобному миру. При этом Изабель Юппер одна из самых успешных актрис Франции, отмеченная всеми мыслимыми европейскими наградами, и даже номинировавшаяся на Оскар. (Кстати ей уже 65, а по виду не скажешь!) Однако она очень убедительна и в роли затюканной училки, и в моменты высвобождения ее внутреннего я (в реалистичной части фильма), и даже роли ходячего факела. Юппер в очередной раз доказывает, что настоящему таланту по силам создать цельный образ, даже когда его составляющие разваливаются на казалось бы несоединимые детали. Другое дело, что фильм, раздвоившись на противоположные по жанру части, обратно соединиться никак не желает.
Если Изабель Юппер ответственна за драматическую составляющую фильма, то за комедийную отвечает Ромен Дюрис в роли директора школы. Здесь есть над чем посмеяться простому зрителю, пришедшему на комедию. Но его сцен в фильме очень мало.
Фильм мог бы стать заметным явлением в качестве социальной драмы на школьную тему, или в качестве сатиры на современные реалии европейского общества в эпоху глобальной миграции. Он мог бы стать прекрасной пародией, если бы был чуть более легкомысленным и менее затянутым (не по времени, фильм длится всего полтора часа, а по содержанию диалогов/монологов). Но соединение несоединимого привело к тому, что «Миссис Хайд» (в оригинале «Мадам Хайд») превратился в типичное фестивальное зрелище для избранных.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.