Мне двадцать лет
Фильм рассказывает о проблемах молодежи, ее месте в жизни, о взаимопонимании поколений и незыблемости нравственных ценностей и о том, что ничего не страшно, когда рядом с тобой друзья, когда есть во что верить, чьей памятью клясться.
Трейлер
«Заста́ва Ильича́» - советский художественный фильм Марлена Хуциева, лирическая киноповесть о поколении, которое начало сознательную жизнь после ХХ съезда партии. Работа над фильмом началась в 1959 году. Он вышел на экраны в 1965 году под названием «Мне два́дцать лет» и стал одним из символов эпохи «оттепели». Первая и последняя актёрская работа в кино Валентина Попова, исполнившего одну из главных ролей.
Награды:
- 1965 - Специальная премия жюри фильму (поделил с фильмом «Симеон-пустынник» Луиса Бунюэля); премия журнала «Чинема нуово» (ит.) исполнителю главной роли Валентину Попову на Венецианском кинофестивале
- 1965 - «Золотая пластина» на Римском кинофестивале
И мне тоже 20...
Есть такие фильмы, которые я бы назвала историческими. «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») относится к таким. История, как известно, любит повторяться, наверное, поэтому творение Марлена Хуциева актуально и сейчас. Героев волнуют вечные проблемы, которые становятся актуальными особенно в мирное время. Может по причине «свободы» в голове, а, может, потому что миру всегда предшествует война, где раскрываются истинные качества человека, где все напускное смывается кровью, и где любое сравнение современного обывателя с простым солдатом будет не в пользу первого.
Эта картина историческая и в прямом смысле: здесь нет ничего придуманного, здесь жизнь бьет в глаза, будь то вечера в Политехническом или танцы во дворе под звуки джаза. В этой картине нет мнимого патриотизма. Даже, когда герой Сергей говорит про Интернационал и Революцию, я не чувствую чего-то пафосного и напускного. Вот почему культовой может являться сцена с тостом за картошку. Это жизнь людей, рожденных в Советах, с молоком матери впитавших музыку гимна, гордость за великую Родину, выстрадавшую победу. Может, той атмосферы нам уже и не понять, как, например, не понять гомеровскую Илиаду, но и то, и другое мы можем почувствовать, в конце концов, услышать, как жили наши дедушки и бабушки. Знать, что во все времена были и есть одинаковые проблемы пресловутой «невыносимой легкости бытия», любви и горя.
На мой взгляд, этот фильм шедевр, хотя бы потому, что снят не взглядом советского человека, а взглядом Человека, в самом лучшем значении этого слова.
OLSY!
Мне двадцать лет
«Мне двадцать лет» в свое время поверг меня в тяжелейшее переживание. Точность и интонация заданного в нем вопроса надолго окунули меня в задумчивость, хотя, мне казалось, я ищу ответы на эти вопросы постоянно...
Показанная на экране история трех друзей, Сергея, Николая и Славы - это история не только этой троицы, это история всего поколения. Нового поколения 60-х, новых создателей, новых героев.
Сейчас 2000-е. Время уже сильно деформировало «новых героев», время изменило поколение до неузнаваемости: выветрило весь его внутренний мир, оставив пустоту, или наоборот наполнила доверху, сделав невероятно сложным. Трудно сказать, что с нами происходит сейчас. Но тогда, поколение пережившее войну, потерявшее отцов, позже оказавшись в центре развенчания культа личности Сталина, каждую минуту переоценивало и подвергало сомнениям реальность, потому что с этим опытом, который обрушился на людей, нельзя было просто идти, куда глаза глядят. И дело не в том, что перед молодыми людьми встал вопрос нравственного выбора. Этот вопрос рано или поздно встанет перед думающим поколением. Здесь же судьба бросила людей на создание новой жизни, и ответственность за это пробудило в них растерянность и постоянные поиски себя. «Мне двадцать лет» показывает нам, что этих 20-23 летних ребят формирует не тот опыт, который они уже получили от жизни и который являлся опытом всей страны. Их формирует столкновение с реальностью. Им сказали: «Теперь все будет по-другому». А как по-другому?
Сергей ищет Себя и Любовь. Он спрашивает, как жить. Когда он молчит, он говорит сам с собой. Его парадокс - принципиальность и одновременно сомнение в собственных принципах. Он иногда кажется надменным и поверхностным, но при этом мы видим, что на самом деле он имеет очень выстраданную систему ценностей. Он получился странным и расплывчатым героем, но вот какая штука, меня он и приковывает к себе процессом познания сути этого героя.
Николай, будучи ходоком и повесой, который воспринимал жизнь как череду приятных неожиданностей, возможно, впервые столкнулся с подлостью. С подлостью неожиданной, внезапной, с подлостью, которая все это время ходила рядом с ним, и даже случайно задевала его плечом на улице. Все это переворачивает его внутренний мир, и он начинает болезненно искать помощи у друзей, которые теперь не узнают его. Да они и сами не знают, что со всем этим делать.
Слава - молодой парень, который раньше всех женился, взвалив на себя обязанности главы семьи. Он еще не привык к этому, он разрывается на части, он чуть было не разрушает свою семью. Друзья сочувствую ему, думают, что он ошибся и теперь молодость и жизнь его испорчена, но они неправы. Слава тоже пытается найти гармонию в своей жизни, чтобы в результате понять, что ему как никогда нужны его друзья и его семья.
Весь фильм насыщен знаками, знаками скрытыми и очень явными, где-то нужно догадываться, додумываться и чувствовать. В моменты каждого важного разговора в фильме пространство вокруг наполнено символикой. Первое появление главного героя в кадре (прекраснейшая работа оператора Маргариты Пилихиной), образ утреннего дождя и мокрого асфальта, образ весенней капели, разговоры героев друг с другом в форме голосов за кадром, - все не просто так, все очень метафорично. Ничего не лежит на поверхности. Но об этом можно писать отдельную статью, потому что при поставленных, казалось бы, общих и вечных вопросах «Мне двадцать лет» - это очень интимное кино. И возможно, поэтому фильм ничего не говорит назидательно, не разжевывает все подряд, предлагая готовые ответы и решения. Он в основном формулирует вопрос. Пожалуй, только разговор главного героя с отцом выглядит несколько прямолинейным, но это компенсируется его эмоциональностью и напоминанием, что призраки войны все еще здесь.
Очень тонкая и пронзительная картина, глубокая, современная, актуальная. Возможно, только поколение «шестидесятников», поколение пережившее войну, думающее, надеющееся, рефлексирующее могло создать такой потрясающий фильм.
10 из 10
Ravenside
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.