Мост короля Людовика Святого / The Bridge of San Luis Rey
В полдень в пятницу 20 июля 1714 года рухнул самый красивый мост в Перу. При падении мост увлек за собой в пропасть пятерых путников. Была ли смерть этих людей случайностью?
Или, может быть, за страшной трагедией стояло провидение, промысел неких высших сил, воля Бога, судьба, рок? Один из свидетелей трагедии, монах-францисканец брат Юнипер берется расследовать события, приведшие к кровавой драме...
Экранизация по произведению: Торнтон Уайлдер
Награды и номинации
Гойя, 2005 год
- Победитель: Лучшая работа художника по костюмам
Ошибка любви
Роман Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого» хронологически и идейно лежит где-то между первым посланием апостола Павла к коринфянам и гремевшим в нулевых фильмом «Реальная любовь». С первым его родним благоговейное и вместе с тем бытовое понимание роли любви, со вторым - особенность построения сюжета: то же причудливое переплетение те же, те же оттенки многоликого чувства, только без Ферта, Рождества и хэппи-эндов. Пять тел вместе с обломками моста летят в пропасть, предваряя рассказ об ошибках (к счастью, или к сожалению - недолговечных). И вслед за ними, роняя скупые женские слезы и заимствованные философизмы, падает ирландка Мэри МакГакиан, неосторожно решившая прогуляться в скользких ботинках краешком старого сюжета.
Обозревая третью экранизацию «Моста», целесообразно, быть может, говорить о мертворожденности, гибели или непоправимом увечье на стадии сценария. И это тоже в некотором роде ошибка любви: испытывая пиетет по отношению к роману, МакГикиан со страстью коллекционера тащит в фильм любимые цитаты, к месту и не к месту - в ущерб логике, смыслу и достоверности - воспроизводит оригинальный текст, пытаясь продемонстрировать вполне его проникновенную циничность и задумчивую пышность. Естественно - тщетно. Афористичные фразы Уайлдера, с мясом выдранные из контекста, изблеванные из уст одних персонажей и произвольно навязанные другим, не теряют до конца своей терпкой прелести, но глядят сиротливо и отдают привкусом вчерашнего ужина. А сюжет и герои, изнемогшие под грузом слов, растерзанные ими, перманентно пребывает на грани гибели. Еще до рождения картины, в угоду неверно понятой аутентичности, коленка условного плода срастается с плечиком, ступни обзаводятся дополнительными пальцами, а лицо - третьим глазом: ну, красивые же детали, как не добавить.
Больнее всего режиссер расшибается о такую важную особенность романа, как авторское всеведение. Незадачливый францисканец, собирающий все доступные факты о пяти погибших с тем, чтобы на их примере доказать неверующим действенность Божественного Промысла (формальная фабула книги и фильма), естественно, обречен на бесчисленные заблуждения и печальный итог своей работы, например - костер. Чтобы приблизиться к благочестивой цели, брату Юниперу недостаточно узнать, какими видели полоумную маркизу де Монтемайор, незаметную Пепиту, отчаявшегося Эстебана, сально-оригинального дядюшку Пио и маленького Хайме их соседи. Нужно, спрятавшись под кроватью или за шторой, подслушать не знавшие свидетелей разговоры, через плечо адресата прочесть личные письма, а ночью, склонившись над изголовьем, подглядеть чужие сны, войти в них, как маркиза мысленно входила в портрет кисти Веласкеса. Поэтому автор романа, бросив сочувственно-скептический взгляд на труд своего героя, оставляет его немногие находки и спорные выводы за кадром, сам открывая нам, кто из жертв Промысла как жил, любил, дышал, и с каким грузом взошел на шаткий настил моста, что между Куско и Лимой. Положившись на естественную способность кинематографа присутствовать незримо, МакГикиан отказывается от демиурга... но не от его знаний и не от его слов (они прекрасны, мы помним). В результате решительно все герои фильма, кроме, разве что, немых и скромных, становятся патологически экстравертны и многоречивы. Они охотно говорят сами с собой, с друзьями, с первыми встречными, бесстыдно выбалтывают себя до дна, без стыда и страха раскрывают самые сокровенные или неудобные подробности. Немота же и скромность вынуждены смиренно внимать, как им рассказывает о них же внезапно осведомленная массовка. Тайна становится сплетней, смутная неприязнь - высказанным в лицо оскорблением.
На выходе мы получаем пару нехитрых жизненных драм, заплетенных паутиной лирических отступлений и двусмысленных подробностей. Парадоксально, но факт - самыми яркими, естественными и интересными получаются персонажи второго плана, которым позволено иметь немного личной жизни и не выворачиваться поминутно наизнанку. Тем же, кто погиб на мосту и оказался в центре внимания, не везет дважды. Де Ниро и Пилар де Айала уверенно блистают, пока их не менее одаренные коллеги оказываются пойманными в ловушку эдакого группового сеанса психоанализа, где потаенное изливается под зевки и замечания коллег по палате, а тонкие, почти не осознаваемые импульсы, ведшие по жизни, превращаются в совокупность непреложных тезисов с надлежащими комментариями психо-философского свойства. Вернее даже мы видим причудливый гибрид такого сеанса и заседания кружка любителей изящной словесности, ведь все пациенты не столько говорят, сколько вещают - изящными уайлдеровскими цитатами под однообразно-душещипательную музыку. Местами (там, где цитаты особенно изящны, а музыка особенно душещипательна) это не притворно трогает и провоцирует желание открыться навстречу. Но общая концентрация художественной сентиментальности такова, что впору захлебнуться сладкой мадерой, до смерти надышаться жасмином, забить себя молотком из розовой пастилы... ну или из чувства самосохранения покинуть эту литтусовку. Оркестр издает печальный аккорд, персонажи с тоской и укором глядят вслед зрителю, Пепита вежливо машет платочком.
Эмили Джейн
Экранизация романа Торнтона Уалдера показывает нам весь стиль жизни типичного колониального общества в самый расцвет нового времени на примере жизнеописания пяти разных людей, определённым образом связанных между собой. В столице испанского доминиона Лиме царствуют придворные интриги и политические игры. Вместе с тем католическая система пытается удержать своё влияние во всех слоях общества, зачастую забывая о своём истинном предназначении.
Здесь очень много всего, нет какого-то определённо главного действующего лица - их несколько. Все они индивидуальны и в то же время связаны сложной цепочкой психологических отношений. Действие не идёт прямым повествовательным путём - оно то возвращает в прошлое, то в будущее, также как и линия каждого героя прерывается линией другого, а потом снова возвращается назад. К концу складывается целая картина мира, его характера в целом.
Фильм просто потрясающий! Естественно он не для каждого - это очень умное кино, серьёзное. Оно для людей, обладающих определёнными знаниями, оно заставляет думать, размышлять, находить ответы на многие вопросы. Вместе с тем стоит отметить тот факт, что оно очень зрелищное - действие происходит на многочисленных улицах, в соборах, монастырях, дворцах, парках, поместьях, а также очень красиво и величественно показана великолепная перуанская природа, ландшафт.
Всё это дополняется потрясающей игрой актёров мирового уровня - Роберт ДеНиро в многогранном образе архиепископа - инквизитора, Кэйти Бэйль, замечательно и очень драматично воплотившая сложный образ маркизы де Монтемайор, Харви Кэйтель в роли аристократа-театрала, любящего молодую звезду театра, как в годы её славы, так и в годы забвения, Джералдина Чаплин воплотила образ матери настоятельницы женского монастыря, обдадающую великой справедливой огромной душой и смелыми взглядами на общественную жизнь, в которых просматриваются почти фименистические нотки, Гэбриэль Бёрн исполнил роль монаха-францисканца брата Юнипера, который в течении 6 лет собирал материалы о жизни людей, погибших при крушении моста, пытаясь понять и уследить в этом промысел Бога, за, что и был приговарён к костру, но истина никогда не пропадает и самое главное дело его жизни укореняется в вечности.
Также хотелось бы отметить актрису Пилар Лопес деЭлью, которая сыграла роль молодой актрисы, звезды перуанского театра. Её героиня прошла через славу, роман с вице королём, обожание зрителей, преданную и не замеченную любовь немого слуги писца, но только потеряв всё и даже лишившись двух самых дорогих ей людей она находит истинный путь - это факт можно считать положительным аспектом данного кинопроизведения.
Все актёры, сыгравшие в этой костюмированной исторической драмме показали великолепную игру, смогли в должной мере воплотить характеры своих героев.
Из этой ленты мы узнаем множество философских граней человечской личности, а также можем насладится мало известными и мало где показанными подробностями жизни общества в типичной испанской колониальной территории начала 18 века. Нам не плохо знакома по многочисленным фильмам жизнь колоний Великобритании, а вот жизнь в испанских колониях в Южной Америке малоизвестна. Здесь же она описана очень подоробно, интересно и зрелищно.
Это фильм-деликотес, он не для всех, он для знающих, для уверенных, состоявшихся людей, умеющих думать, размышлять, анализировать. Он имеет широкий возрастной диапазон. Пусть его помотрят и оценят небольшое колличество людей, - главное, уверен, он займёт заслуженное высокое место в сокровищнице мирового кинематографа.
kinomen
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.