Мужское-женское / Masculin féminin
Поль встречает в кафе Мадлен, между ними завязывается разговор - странный и внешне отвлеченный, как всегда бывает у Годара. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, поэтому остается в меньшинстве. Он только что отслужил в армии и воспринимает гражданку немного свысока. Это «женская», то есть уютная конформистская жизнь, где занимаются шопингом, строят карьеру поп-певицы и хотят походить на персонажей рекламы.
Для Поля, а вместе с ним и Годара «мужская» жизнь - это протест, революция, раздражение несогласного одиночки против общественного согласия. В одном из своих самых социально заостренных фильмов Годар диагностирует растерянность, с которой поколение студенческой революции двигалось к своему взрослению. И неслучайно для многих его лучших представителей ответом на проклятые вопросы стала ранняя смерть...
- Экранизация по произведению: Ги де Мопассан
Награды и номинации
Берлинский кинофестиваль, 1966 год
Победитель:
- Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль ( Жан-Пьер Лео )
- Премия юношеского кинематографа - лучший игровой фильм
- Премия «Интерфильма» - почетное упоминание
Номинации: Золотой Медведь
«этот фильм мог бы называться дети Маркса и Кока-колы кто захочет, тот поймет»
Подлинного художника, помимо необычайной чувствительности существующей эпохи, неизменно отличает способность по-настоящему вникать в суть размеренного течения жизни и видеть всю его подноготную. Выдающиеся личности, будь то физики, скульптуры или политики, всегда, прежде всего, умели не просто идти в ногу со временем, но опережать его, предлагая вместо консервативных, избитых и, кстати говоря, уже не работающих методов свои собственные, свежие и актуальные, кои обществом воспринимаются словно глоток свежего воздуха среди вопиющего зловония. Они не просто смотрят в будущее, они живут им; они же его в какой-то мере и создают.
Сейчас уже кажется невероятным тот факт, что годаровское «Мужское-женское», которое, казалось бы, мало имеет отношение к чему-то остро-политическому, датируется 1966-м; и спустя лишь каких-то два года на знойный майский Париж обрушится ни больше ни меньше революционная буря, что впоследствии изменит ход новейшей истории. Уже значительно позже, в 2003-м, Бертолуччи снимет пронизанную ностальгическим духом картину «Мечтатели» о небезызвестных событиях, снабдив ее социально-сексуальным подтекстом. У Годара же, в 66-м, тот же Париж - там уже говорят в открытую о сексе, контрацепции и абортах, пусть даже и иногда смущенно-кокетливо потупив взор; похабные шуточки кажутся не очередными попытками показаться самоуверенным и развязным, а чем-то вполне обыкновенным и даже уместным; и обжимания в кинотеатре под вялотекущую эротику становятся скорее правилом, чем его исключением.
«Мужское-женское» невыразимо и неуловимо метко передало революционные настроения всего мира, что увяз тогда в сексуальном переосмыслении традиционных основ и стремительно подхватил идею равенства полов и свободы самовыражения. Где-то вдалеке уже виднеется американское «лето любви» и вседозволенности, еще будет расцвет культуры хиппи, еще будет выкрикиваться немало лозунгов на наболевшие темы... Ну а пока, в Париже, в газетах уже пишут о Бобе Дилане и Токинском инциденте, уже расписываются в отторжении авторитарных методов обращения с наиболее дерзкими представителями «мира искусства и писательства», а общественный резонанс мало-помалу набирает свои неумолимые размашистые обороты. Не случайно, что режиссер выбрал именно молодое поколение, чтобы отразить в точности все мельчайшие детали общественных перемен, передать тончайшие нюансы, что неожиданно переходят в рубящие контрасты. И главное название то, что могло быть: «Поколение Маркса и Кока-колы» - тут происходит синтез понятий и одновременно их расчленение: Мужское:Маркс - Женское:Кока-кола, невозможно одно без другого, и эта формула - своеобразный инь-янь, взаимодополняющий и самодостаточный. Интересно, что лозунг про «generation» принадлежит компании Pepsi, то есть в данном случае это лишь фигура речи, и совершенно неважно, какой из двух конкурирующих лейблов будет красоваться на порванных и горящих майках. Важно то, что в головах и сердцах.
М У Ж С К О Е - «реакционер» безусловный, интроверт, с богемно-небрежным образом жизни, с вечно задумчиво поджатыми губами и взглядом исподлобья; с невольно нарочитой беспечностью относящийся к смерти. Оно свободно от той насквозь фальшивой и бездушной буржуазии, что запирает свое чадо в своих необъятных безвкусных апартаментах, что стала уже скорее неким ругательным пережитком, так и жаждущим, казалось бы, поскорее быть свергнутым. Оно и вдохновенный мечтатель, и жестокий циник. Тем не менее, образ этот не лишен маргинального декаданса, и именно поэтому на протяжении всего фильма сквозит идея обреченности, выраженная в абсурдных самоубийствах. Движение жизни превратит их нонконформистские идеалы в то сурово «марксистское», что потом возглавит движущую силу студенческой революции 68-ого против устаревшей системы.
Ж Е Н С К О Е - бесспорное детище общества потребления, причем американизированное до мозга костей; экстраверт. Постоянно вертится у зеркала, причесывается, красится, что-то медленно и красиво пережевывает и размышляет о прекрасном - то есть обо всем вышеперечисленном: своей красоте, еде, косметике и предстоящей славе. Нельзя сказать, что Годар представляет этот образ как что-то беспросветно тупое; нет, просто ему, женскому, скучны все беспредметные разговоры о политике и идейности, ответом на это лишь равнодушное «Да»; оно читает только то, что интересно и захватывающе. Оно с радостью бросает малоувлекательный учебный труд, даже если он дается легко, погружается в водоворот развлечений и сладострастного достижения материальных ценностей. Оно та же богема, только с другой стороны, такая же упадническая в своей сущности и, кажется, даже обреченная в большей степени; однако и более действенная, уверенная в себе. Парадокс конца 20 века - века массовой культуры.
Ни у тех, ни у других нет будущего. Но Годар оставляет надежду в виде потенциального предстоящего поколения.
Нельзя не отметить, что в картине два противопоставления отнюдь не относятся к серой массе толпы; режиссер наделяет их яркими индивидуальностями и не разделяет на плохое и хорошее. Женщина остается женщиной, мужчина мужчиной - так, в принципе, и было на протяжении многих веков - не зря же за основу были взяты новеллы Мопассана, которому уж точно ничего не было известно о заклепках и фастфуде. Нет ничего возмутительного в гендерных различиях, и, как ни парадоксально, фильм вовсе не об этом.
Годар тонко подшутил над зрителем, сообщив оригинальное название лишь к концу и предварительно заменив его на ординарное «М и Ж», тем самым настраивая на просмотр рядовой лавстори. Нет в картине никакой любви в том духовно-возвышенном видении, что присуще общественным стереотипам. Да и сами отношения идут лишь малозаметным фоном, обнажая «15 точных событий» о социальных и политических аспектах того времени. Калейдоскоп сцен сменяется созидательными искренними диалогами, что обречены разбиться о стену непонимания и нежелания понимать, и стежок за стежком вышивается монументальное эпохальное полотно, в импрессионистической манере запечатлевая мимолетные мгновения под звуки одиноких выстрелов.
Vita nostra
«Мужское-женское»
«Мужское-женское» - без преувеличения лучший фильм Годара. Нет, правда - присмотритесь к нему повнимательней. Идеальная режиссерская и операторская работа вкупе с талантливой игрой молодых французов - Лео, Гойя и др. действительно бередят киноманское сознание. «Мужское-женское» - это портрет всего общества 60-х и одновременно исповедь молодых современников режиссера. В фильме нет четкой структуры. То, что мы слышим в названии... 15 точных событий... обманывает нас - в любую секунду Годар может порезать ножницами неугодный ему эпизод или напротив растягивать понравившийся момент до потери пульса. Поэтому тем, кто не знаком с творчеством Жан-Люка - картину лучше не смотреть. Я бы посоветовал ознакомиться с другими более ранними работами этого режиссера и уже потом вернуться к «Мужскому-женскому».
Обрывки фраз, ироничные «годаровские» титры, бешеный стиль (до ряби в глазах), незамысловатые песенки Гойя, эти герои, их взгляды, взгляды на жизнь... на вещи... Мир «Мужского-женского» притягивает к себе. Хочется смотреть и хочется слушать, хочется думать и понимать... Фильм под знаком «анти» - антикапиталистический, антибуржуазный и даже в какой-то степени антикинематографичный. Несмотря на потрясающую работу оператора и имя Б. Бардо в титрах - этот фильм больше похож на документальную хронику, слепок с эпохи... Лео - это мужское. А Мужское - это движимое разумом, лихорадочное, знающее что, но не знающее как, живущее в своей формации... Гойя - это женское. А Женское - это что-то недалекое, буржуазное, живущее одним днем, движимое только собой... А смысл фильма в одной лишь фразе - «Купите нам телевизор и холодильник, но освободите нас от свободы». Это краеугольный камень годаровского шедевра.
Фильм мог бы называться «Дети Маркса и Кока-колы».. Мог бы, мог бы... Интересно другое - как получилось, что одни «дети» мирно потягивали «Кока-колу», в то время как другие зачитывались трудами Маркса (?) Кто или что закладывает все это в них, не слишком ли простое деление - мужское и женское... Женщины играют большую роль в жизни Америки... Америка рано или поздно захлебнется в своем буржуйском мусоре... А вывод прост - надо развиваться, нельзя ограничивать себя «Титулом мисс 19 лет» и 6-ой строчкой в японском хит-параде. Пора научиться жить, говорит Годар...
Запомнилась сцена в кинотеатре - слова Поля: «Изображение было плохое, а Мэрилин Монро казалась ужасно постаревшей»... Герои «Мужского-женского» ждали своего всеобъемлющего фильма (фильма о них и для них) и, видимо, сей фильм Годара и стал для них тем самым - всеобъемлющим. Годар сотворил шедевр из ничего - без сюжета, но с четко выраженной идеей. Он снял свой лучший фильм.
10 из 10
Эль ЧуПанебрей
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.