На краю рая / Auf der anderen Seite
Германия и Турция. Рассказ о судьбах шести человек, находящихся в поисках прощения и примирения. Пенсионер и вдовец Али спасается от одиночества в гамбургских борделях, пока именно там он не встречает Йетар. За те же деньги, что она зарабатывает в борделе, он приглашает её жить с ним. Неджат, образованный сын Али, преподающий германистику в гамбургском университете очень удивлён странным выбором своего упрямого отца. Только когда он узнаёт, что Йетар посылает большую часть денег своей дочери Айтан в Стамбул, чтобы профинансировать её учёбу, он начинает уважать её. Когда Йетар трагически погибает, Неджат отправляется на поиски Айтан. Но будучи политической активисткой, та уже давно сбежала из Турции и нашла приют у Лотты и её матери Сюзанны в Германии… Понадобится не одно путешествие, чтобы герои нашли друг друга… хоть и неожиданным образом.
Кинопремия «European Film Award 2007»
Победитель в номинации: Лучшая работа сценариста
Номинации: Лучший режиссер - Фатих Акин
Кинопремия «Сезар 2008»
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «23-я церемония вручения премии «Гойя» 2009»
Номинации: Лучший европейский фильм
Кинопремия «German Film Awards 2008»
Победитель в номинации:
Лучший режиссер - Фатих Акин
Лучший сценарий
Лучший монтаж
Лучший фильм
Номинации: Лучшая актриса второго плана - Ханна Шигулла
Кинофестиваль «60-й Каннский кинофестиваль 2007»
Победитель в номинации: Лучший сценарий
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Кинопремия «15-я ежегодная награда Chlotrudis Awards 2009»
Победитель в номинации: Лучший фильм
Номинации: Лучший актерский ансамбль
Кинопремия «3-я церемония вручения кинопремии Гопо 2009»
Номинации: Лучший европейский фильм
Одиссея до рая
Экспрессивно ударившись, но так и не сумев пробить головой стену культурных различий, этнический турок немецкого происхождения Фатих Акин продолжил исследование наиболее близкой ему тематики. «На краю рая» (или, что вернее, «На другой стороне») - коллаж из шести человеческих судеб, которому не посчастливилось сложиться ровно через год после «Вавилона» Иньярриту. За внешним сходством легко не заметить очевидных различий. Как минимум, если Иньярриту превратил хороших актеров в жертв цунами, вызванного взмахом крыла бабочки, и просто функции на доске глобализма, то Акин своих героев любит, и кино снимает по большей части о людях, а не о процессах. Как максимум, сама композиция «Вавилона» представляет собой скрученную замысловатым узлом, но, тем не менее, простейшую цепь событий, а «На краю рая» больше смахивает на ризому. Разделенный на три главы, фильм названиями первых двух анонсирует смерти героев, а в последней разрывает этот круг заданности гибели и ее воплощения. Похожим образом замыкаются начало и конец, символично выпавшие на праздник жертвоприношения Курбан-Байрам, а внутри всех этих колец спрятан клубок взаимодействий. При этом вся система стремится вырваться за собственный предел и прорваться на некую «другую сторону».
Другая сторона - это, в самом очевидном смысле, другая страна, а все творчество Акина глобально - это Одиссея. Впитавшему традиции двух народов режиссеру одинаково внятны и западные дискотеки, и восточные трущобы, но очевидно, что романтика узких стамбульских улиц, умиротворение трабзонских пляжей, свободолюбие курдских национальных напевов манят его гораздо больше. Эта увлеченность заставляет художника почти в каждом фильме приводить своих героев домой в поисках источника силы, шанса на перерождение. Быстро и без боли, когда в Германии наделано слишком много ошибок, в родную Турцию отправляется Габриэль. В солнечном Солино воссоединяется семья итальянских эмигрантов. Долгожданный покой вместо ослепительного света находят в Стамбуле Кахит и Сибель - герои, наверное, самого мощного фильма Акина «Головой о стену». «На краю рая» режиссер помещает персонажей в сложный мультикультурный контекст, сталкивает их друг с другом на фоне политических, социальных, мировоззренческих, поколенческих различий. Если один цитатами из Гете порицает революции, больше ломающие, чем создающие, то другая в это же самое время участвует в экстремистских беспорядках, выставляя щитом имя курдского сепаратиста Оджалана и портрет Че Гевары. Кто-то продает тело, кто-то его покупает; кто-то современен, кто-то ортодоксален; кто-то видит спасение в конформистском плавильном котле Евросоюза, кто-то готов отдать жизнь за сохранение этнических особенностей. Каждый из героев должен пройти определенный путь, недаром в «На краю рая» присутствует и тесно связанный с возвращением домой мотив дороги, также характерный для фильмов Акина.
Путь этот лежит к осознанию богатства современного мира, к тому, что у каждого с каждым гораздо больше сходств, чем различий. Недаром турецкая и немецкая линии зеркальны. Митинг на бременских улицах отражает первомайскую демонстрацию в Стамбуле, кафкианский бюрократизм пронизывает обе страны. Немец открывает книжную лавку в Турции, в то время как турок становится профессором германистики в Гамбурге. Грех отца пытается искупить сын, а страстное желание дочери старается исполнить мать. В конце концов, и Авраам, и Ибрахим равно были готовы принести сыновей в жертву, а если один гроб отправляется на территорию бывшей Османской империи, другой обязательно будет экспедирован оттуда в Германию. Так, пытаясь распутать паутину судеб, характеров и точек зрения, находя сходство в, казалось бы, противоположном, внезапно понимаешь, что «На краю рая» - кино, в общем-то, о равновесии. Потому абсолютно естественно в этой мозаике непохожих друг на друга жизней выглядит смерть, тема которой вообще является концептуальной основой картины. Фатих Акин признавался, что его собственная сверхзадача заключается в создании трех фильмов: о любви, о смерти, о зле. «Головой о стену» стал первой частью этой условной трилогии, повествующей о любви. Стало быть, «На другой стороне» - кино о смерти, символизирующей, по Акину, новое начало. И речь здесь даже не о том, что будет какая-то иная жизнь (а она, разумеется, будет), но о необходимости жертвы, о том, что, только потеряв, пережив сильнейшее потрясение, можно что-то понять и двигаться дальше.
Соприкосновение со смертью меняет героев, заставляет их пересмотреть привычные взгляды и, подобно Хлодвигу, поклониться тому, что сжигали. Так оказывается, что за привычной режиссерской дихотомией востока и запада скрывается мысль о важности преодоления стереотипов: культурных, моральных, социальных, а в конечном итоге - просто человеческих. Акин очевидно любуется тем, как сексуальная максималистка Айтен меняет политические убеждения. Кстати, в ее ненависти к Штатам явственно узнается сам режиссер, во время съемок носивший футболку, где свастика заменяла одну из букв в фамилии «Bush». И здесь очень важным видится тот момент, что свои воззрения меняет именно активная антиглобалистка. Глобализация сопряжена со множеством проблем, но, в конечном итоге, именно она способна окончательно искоренить идеологию крови и почвы. Космополиту Фатиху Акину это, должно быть, более чем очевидно. Впрочем, так же любовно режиссер наблюдает за другими героями: за тем, как миролюбивый интеллигент Неджат (образ человека знания) прощает убийцу, как обитательница уютного буржуазного рая Сюзанна узнает в непримиримой дочери молодую себя (и здесь раскрывается мотив преемственности поколений), как всю жизнь ублажавший не дух, а плоть Али берет в руки подаренную сыном книгу... Получается, что, в самом широком смысле, другая сторона - это другой человек. Перейти на нее - значит узнать его, поставить себя на его место. И можно сколько угодно говорить, что другие - это ад, но, только постигнув этот ад, можно приблизиться к раю, где рай - в гармонии с собой, принятии мира и своего места в нем.
Посвящается человеку с легкой рукой, а также всем, кто, пропуская через свой ад, позволяет найти частичку моего рая.
viktory_0209
Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (с)
Когда в 1997 году немецкий продюсер Ральф Швингель не смог найти сколько-нибудь опытного постановщика на удачный криминальный кино-материал, написанный рукой начинающего сценариста и неначинающего актера Фатиха Акина, он сделал одну из самых правильных вещей в своей жизни - посадил в режиссерское кресло автора истории. Так «начался» Акин - режиссер полнометражного кино; Акин - творец собственной, столь похожей на жизнь, но такой парадоксально интровертной реальности; Акин - новая уникальная и увлекательная глава антологии «Современный немецкий кинематограф».
Не сложно предположить (и оказаться правым), что рефреном сквозь все работы режиссера проходит тема межэтнических отношений, взаимной культурной ассимиляции, толерантности не только представителей одной национальной общности к другой, но и внутри каждой из них, так как степень сращения отдельного человека с новыми традициями, стереотипами поведения для каждого индивидуальна. Однако назвать Акина режиссером «по социальным вопросам» - грешить против истины.
Все эти «главные проблемы старушки Европы» для его персонажей лишь среда. И любая политическая, экономическая, правовая проблема для них имеет совершенно конкретное «лицо». Человек, живя в подобных условиях, не задумывается об общем, потому что ежедневно имеет дело с частностями. Вот и для Акина вопрос межнационального взаимодействия - вопрос психологического и физического дискомфорта каждой отдельно взятой человеческой единицы. Он не кидает обличительных фактов, не занимается пропагандой, не ищет правых и виноватых.
Переходя на язык примитивизма, тот котел, в котором варятся персонажи, Акина интересует постольку поскольку, и сила огня под ним тоже, и даже температура воды, в общем, не главное, как и процесс психологического «кипячения», в котором они очевидно участвуют, главное - внутреннее переживание героев, степень их «готовности», эмоциональная составляющая, способная толкнуть персонаж к действию или заставить застыть в ступоре, и их результирующая - наступившие последствия, ломающие такие хрупкие человеческие жизни.
Эти характерные особенности, ставшие классическими для режиссера, едва ли не в превосходной степени присутствуют в пятом полнометражном игровом фильме славного турка «На другой стороне» (в российской локализации получивший более броский заголовок «На краю рая»). Картина продолжает неизменно восходящую творческую прямую режиссера, отличающегося редким жанровым разнообразием в сочетании с узнаваемым повествовательным стилем. Акцентируя внимание на внутреннем состоянии персонажа, а часто и на его несоответствии внешнему проявлению, Акин с блеском создает и криминальную байку о нерушимости настоящей мужской дружбы, и романтико-приключенческую искрометную роуд-муви, и трагикомическую аллюзию о кино, и безжалостную драму; и современную экзистенциальную притчу. О последней и речь.
Смерть Йетер. Молодой профессор гамбургского университета Нежад Аксу оказывается втянутым в странные отношения своего отца Али с проституткой не первой свежести Джесси, в миру Йетер, которая соглашается на роль жены старика ("любой каприз за ваши деньги»). Пока пожилой похабный турок, дозлоупотреблявший до инфаркта, лежит в больнице и умирает больше от подозрений, чем от износа миокарда, молодой интеллигентный профессор узнает некрасивую и несчастливую, впрочем традиционную для многих женщин, историю жизни Йетер. Плюс, оказывается, в Турции у нее осталась дочь Айтен 26-ти лет отроду, которая состоит в оппозиционной группировке и, покруче некоторых террористов, радикальными методами пытается перевести свою страну на рельсы, ведущие в славное и справедливое будущее. Так уж получилось, что ревнивый Али принимает духовную связь сына и платной жены за контакты несколько иного рода, и следует то, что следует из названия первой главы фильма (не спойлер, ибо соль не в этом).
Смерть Лотты. Параллельная сюжетная линия связывает сбежавшую в Германию от праведного гнева турецкого правительства революционершу Айтен с белокурой дылдой Шарлоттой, у которой есть отличное знание английского, склонность к однополой любви и немолодая мама (в лице великой немки Ханны Шигулы). В этой части действие более динамично, сюжет закручивается и сжимается подобно пружине, которая, подтверждая законы физики, «выстрелит», оставив жертвы. К чему, впрочем, зрителя великодушно готовит название второй главы.
На другой стороне рая. По Акину другая сторона - это родина. Первая. Не первая. Любая. Родина - пристанище души. Место, где хорошо. Где дышится легче, где успокоение прячется в закоулках узких мощеных улочек, где одиночество ощущается пронзительно, а в принадлежности всему миру можно раствориться, утратив конкретные очертания, позабыв себя, где, потеряв многое, можно обрести вновь, где на камнях однажды вырастают цветы.
История героев «На другой стороне» подчеркнуто вневременная. Понять где прошлое, где настоящее в сплетении этих шести судеб почти невозможно. Да и не важно. Только будущее, после прохождения пиковой точки - точки смерти, - для оставшихся становится линейным. Устремленным в синюю морскую даль, где каждый вынужден пройти проверку свалившимся грузом ответственности, тянущим на дно, не потерять рассудок, в попытке облегчить свою непосильную ношу. Принять потери. Получить в дар безмятежность ласкающих ступни волн.
В современном кино, кажется, все сюжетные ходы давно заданы, все визуальные приемы известны, потому с опаской ждешь от Акина «схемы», что вот-вот пробьется наружу сквозь крепкие драматические моменты: «ее глаза наполняются слезами и Нежад, ведомый глубоким сочувствием...» Нет! Удается режиссеру инстинктивно удержаться на этой тонкой грани, отделяющей недосказанность от пошлой предсказуемости. Он почти безупречен. Лишь единожды внимательный и критичный зритель вздрогнет и поморщится от излишнего разъяснения, от ослиного упрямства статичной камеры.
В «На другой стороне» Акин иллюстрирует глубокую взаимосвязь любого поступка, наспех брошенного слова, обиженного молчания, с последовавшими событиями. С масштабами их влияния на жизни людей. Подталкивая к экзистенциальному пониманию ответственности за каждый свой выбор. В этом смысле проводятся очевидные аналогии с одним из первых фильмов другого немецкого локомотива Тома Тыквера - «В зимней спячке». Только там, где последний использует яркую цветовую палитру, символично отделяя персонажей друг от друга, изначально задавая им дифференцированную «степень привлекательности», Акин остается аскетичным, сознательно стирая внешние акценты, перенося внимание на внутренний огонь каждого из своих персонажей. Вся их жизнь, вся их боль - в их глазах.
При всей глубине и многогранной сложности поднимаемых Акином вопросов (отцы и дети, жизнь и смерть, любовь, одиночество, отвага, предательство, смысл жизни, духовное единение и так далее, в зависимости от широты зрительского восприятия), его кино не оставляет давящего, неподъемного чувства безысходности. Оно светлое и открытое. Оно дышит гармонией. Оно сделано каким-то колдовским, непостижимым образом - будто нет ничего естественней, чем написать подобную историю, собраться вместе и снять настоящее, честное кино, вызывающее на откровенность, дарящее зрителю чистые слезы.
Любовь к режиссеру Акину появляется неосознанно, как-то исподволь, материализуясь из восторга его творческой непосредственностью, его аномальной искренностью, его интуитивным пониманием несовершенной природы человека, его способностью лаконично отразить глубину, его бесконечной любовью к людям, его верой в оптимистичный исход каждой, даже самой драматичной истории.
Большой гуманист этот немецкий турок Фатих Акин!
Baba Kapa
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.