Наш человек в Гаване / Our Man in Havana
Действие происходит на Кубе времён Батисты. Скромный продавец пылесосов Уормолд неожиданно становится резидентом английской разведки. Чтобы как-то оправдать денежное вознаграждение, он начинает выдумывать агентов, якобы им завербованных. К удивлению Уормолда, его фальшивые донесения воспринимаются всерьёз - не только начальством, но и врагами.
- Экранизация по произведению: Грэм Грин
- Фильм снимался после прихода к власти Фиделя Кастро. Новое правительство дало разрешение на съёмки, так как фильм осуждает режим Батисты, а также вмешательство США и Британии в дела Кубы.
- Номинация на Золотой Глобус 1961 в категории Лучший фильм (комедия)
Невыносимая нелепость бытия.
Экранизация книг Грэма Грина - дело непростое. Режиссер может впасть в излишний пафос, как это произошло с Джоном Фордом при киноадаптации «Силы и славы», или политическую агитку, которой был убит сюжет «Тихого американца» у Манкевича, или запутаться в миллионе мелодраматических оттенков, превратив серьезный роман в мыльную оперу в шпионском антураже. Сами герои Грина не очень кинематографичны, ведь его типичный персонаж - это маленький человек, волею судеб запутавшийся в хитросплетениях большого мира, почти гоголевский герой, мечтающий только об одном, раствориться и слиться с обычной жизнью, в то время как тектонические сдвиги большой политики нарочно выталкивают его наверх, под слепящий солнечный свет, на острие событий.
Однако недолгое - всего три фильма - сотрудничество англичанина Грина с британским же режиссером Кэролом Ридом выбивается из общего ряда коряво и неточно переложенных на пленку романов. Про самый известный опыт работы двух англичан знают многие, благо «Третий человек» обласкан кинопремиями и стабильно занимает первые места в рейтингах лучших фильмов двадцатого века. Лента получилась настолько хорошей, что долгое время ходили недобрые слухи о том, что к ее режиссуре приложил свою руку Орсон Уэллс. О «Поверженном идоле» тоже сказано немало, так что сейчас имеет смысл написать пару слов про третий, куда менее знаменитый совместный фильм Грина и Рида - «Наш человек в Гаване».
Куба, середина пятидесятых годов, режим Батисты пока тихо агонизирует, все очевиднее двигаясь к своему печальному финалу, в то время, как большие державы уже ломают копья в борьбе за будущее господство на важном карибском острове. Штаты пытаются удержать выгодное для них статус-кво, Советский Союз усердно подкапывается под янки, а британцы просто держат флаг в регионе, в память о былом престиже и имперском величии. Уормолд, англичанин, владелец фирмы, торгующей пылесосами в Гаване, пытается сводить концы с концами и принимает выгодное, вроде бы, предложение от резидента британской разведки в Вест-индии стать платным английским агентом на Кубе. Работа вроде не пыльная - публикуй периодические отчеты, наполненные водой и сплетнями из местных газет, для галочки отвечай на телеграммы и получай за это ежемесячный твердый оклад. Однако лондонское начальство давит, требуя важных сведений и новоиспеченный агент решает пустить дезинформацию про тайные военные базы на острове. Дурацкое, поначалу, донесение начинает жить своей жизнью и вокруг Уормолда постепенно закручивается круговорот из иностранных разведок, шпионов, убийц.
Грем Грин, сам какое-то время работавший в МИ-6, прекрасно умел отразить всю бюрократическую бессмысленность и рутинность работы спецслужб. В его книгах нет блестящих агентах в смокингах, как у того же Флеминга. Работа в разведке - скучное дело, исполняемое скучными людьми - перекладывание бумаг, бесконечные согласования и километровые листы отчетов. Даже шальная вражеская пуля или яд, налитый в бокал, все то, чем потчуют публику в шпионских романах - только унылые рабочие будни. Движения скрытых механизмов этой неумной и, местами, абсурдной бюрократической машины отлично показаны в фильме. Как из глупого донесения, в лучших кафкианских традициях, чиновниками от разведок разных стран строится Вавилонская башня, которая в любой момент грозит обрушиться и погрести под своими обломками беднягу Уормолда.
Выбор Алека Гиннесса на главную роль безусловно удачен. Он идеально смог отразить сомнения и заботы маленького человека, по глупости засунувшего руку в огромный жутковатый механизм и теперь не понимающего, как выбраться из ситуации. Впрочем все остальные действующие «лейтенанты от разведки» почти так же нелепы и случайны. Маленькие люди, волею судеб или сложных обстоятельств вынужденные выплясывать свой нелепый танец друг против друга на пыльных улицах далекого южного города. Черно-белая съемка с фирменным, периодически используемым, скошенным кадром сумела отразить хаос и бурление предреволюционной Гаваны, города, где в постоянных сумерках смешались в кадре туристы, проститутки, шпионы, революционеры, полицейские.
Резюмируя - «Человек в Гаване» - незаслуженно забытый публикой печально-ироничный фильм о казенной абсурдности и рутине шпионской жизни, вполне достойный к просмотру и в наши времена, благо ни сами разведки, ни способы их работы, ни типажи людей с тех пор особо не поменялись.
8 из 10
Андрей Александрович
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.