Наша музыка / Notre musique
Еврейская девушка, журналистка-израильтянка, приезжает на дискуссионный симпозиум, во время которого будет обсуждаться палестино-израильская война. Но не только этой темы коснется дискуссия и сюжетная линия фильма — речь пойдет о более глобальных вещах. О культурных различиях, о искусстве и политике, о том, что разделяет людей и в итоге приводит к трагедиям мирового масштаба…
Европейская киноакадемия, 2004 год
Номинации:
Лучшая женская роль (Сара Адлер)
Лучшая работа сценариста (Жан-Люк Годар)
Сан-Себастьян, 2004 год
Победитель: Приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года
Музыка вокруг нас
Фильму нельзя присвоить ни определенный жанр ни стиль. В строках «жанр» обычно пишут «фильм Годара». На самом деле так и есть, кино, снятое Годаром во второй половине его периода творчества - это тесная связь с документальностью и цитированием. Позднее, в 2011 году Жан-Люк Годар в одном из интервью расскажет об источниках этих вещей, которые он использовал для своих фильмов. Но так же не стоит забывать о том, что множество фраз, философских помыслов и размышлений, которые занимают почетное место в каждом его фильме, принадлежат именно его создателю.
Концепция (сюжет). Первая составляющая фильма - это нарезка определенных кадров со всех войн человечества, которые имели определенное место в истории. Речь идет как о Мировых, так и о Гражданских. И естественно это безумное действие сопровождает соответственная музыка, здесь отдельная хвала Гансу Отте за предоставленный саундтрек. Часть фильма именуется как Ад.
Вторая часть начинается со слов Чистилище. Здесь описывается приезд молодой еврейки русского происхождения в Братиславу, на встречу с министром иностранных дел Франции. Суть приезда - просьба о простом разговоре с одним из ее родственников на тему концлагерей во времена Второй мировой войны. «Психология и мораль, и больше ничего» - говорит в своем обращении молодая девушка. Так же девушка успевает поговорить с палестинским профессором о проблеме Израильско-Палестинского вопроса. В разговоре мы замечаем, что акцент делается на вопросы культуры и поэзии. Профессор делиться своими рассуждениями: «Я спрашиваю себя, имеет ли право народ или страна, имеющая великих поэтов завоевывать страну, не имеющую поэтов. Может ли народ быть сильным без поэзии? Вы знаете почему палестинцы знамениты? Потому что вы наш враг.»
Далее история и кинематограф. Преподносятся вопросы ментальности евреев и мусульман, вопросы плана и контр плана в кино, вопрос образа. Разговор двух физиков о замке Эльсинор предоставляется как пример. «В этом замке нет ничего особенного», - говорит немецкий ученый. «Да, но... Представьте себе, что это замок Гамлета, и он тут же сразу станет особенным.» Эльсинор реальное, Гамлет воображаемое. План и контр план. Воображаемое - достоверность. Реальное - недостоверность.
Следующее действие сочетает в себе кадры с молодой девушкой, сидящей на камнях у изумрудно чистой реки, которая протекает через древний мост. Кадры так же включают мимолетное появление индейцев, как вымирающая культура, которая несет в себе невинность мышления и искренность бытия.
Кафе. Молодая девушка в разговоре с переводчиком касается вопросов, которые и были положены в основу создания фильма. Это мир, любовь, война, самоубийство и смерть. «Она грозилась подорвать себя в магазине с людьми, выкрикивая что-то о прекращении войны», - позже скажет переводчик профессору по телефону.
Режиссура. Идеально. Все планы в строгом контуре, движение объектов в кадре умеренное и тактичное, места для съемки - больше чем хорошо подходящие для соответственной атмосферы.
Монтаж: Выполнен на отлично, и это хорошо заметно в первой части фильма, все вырезано и сосредоточено без малейшей мелочи. Кадр заканчивается именно там, где он должен заканчиваться, и начинается именно там, где должен начинаться.
Вывод: Жан-Люк Годар создал фильм с образом войны, война идеологий и культур, война мыслей. Вопрос, который решается на протяжении всего фильма, достаточно актуален: Может ли любовь, мораль и ценности повлиять на проблему мира и войны? Может ли идея противостоять материи? И может ли память оказывать заметное влияние на старание сосредотачивать мысли в определенном направлении, которое было бы свойственно нашему желанию? Наша музыка - это музыка вокруг нас.
9 из 10
ercule
Исчезающие время и место
Ровное полотно фильмов Годара скукоживает ткань твоей собственной морали; то, что было штилем, становится бунтом. И вряд ли стоит искать хоть какую-либо последовательность в происходящем, фильм похож на повесть, рассказанную сбивчивым языком метафор и цитат. Как и обычно у Годара.
Музыка - всегда вокруг нас, куда бы мы ни прятались, это музыка стёкол, земли и людей - ушедших, настоящих, будущих. Возможно, кино-эссе - это попытка найти в истории воображаемое и реальное. Провести водораздел между понятиями достоверность и недостоверность. Хотя необходимость в этом может быть поставлена под вопрос, нужно ли, не оставить ли историю - истории. Между тем, круг вопросов в фильме очень широк.
Помимо истории, ведутся рассуждения о месте художника в рассказе и его праве на рассказ (Гомер не участвовал в троянской войне, но он её изобразил), о поэтичности народа в целом (и расплате за её отсутствие), о грани между жертвенностью и преступлением, о налагающихся друг на друга образах в кино.
При всей не очень яркой, статичной картинке всё же встречаются поразительные планы - девушка, сидящая на берегу, за которой течёт прекрасная зелёная, почти бирюзовая река, выхваченные куски архитектуры, трамваи в старом новом городе, условное королевство рая. Это всё впечатляет, добавляя к интеллектуальной составляющей художественную, привносит элемент сентиментальности, без которого, как мне кажется, невозможны мысли о человечестве.
В конце концов, все умозаключения сводятся к памяти, потому что всё построено на ней, наши поступки, наши удачи и неудачи, история (которая становится либо бессмысленной, либо размытым образом). Наверное, нужно одновременно немногое и многое - беспокоиться о памяти, чтобы иметь хоть какие-то точки координат в космосе времени. И места тоже. Иначе придётся стать разрозненными кирпичами, элементами в вечной стене Плача.
7 из 10.
michajlovna
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.