Нашествие
1941 год. Федор Таланов, недавно освободившийся из заключения, возвращается в родной город, из которого уже отступают советские войска и который вот-вот будет занят немцами. Семья Талановых не рада его возвращению: отец Иван Тихонович презирает сына, сестра, будущая подпольщица, не доверяет брату. Но когда в город входят оккупанты и их приспешники, Федор, несмотря на уголовное прошлое, становится народным мстителем и вершит суд над комендантом города Виббелем, в упор расстреливая нациста из пистолета. © tvcok.ru
Прежде всего, следует восхититься самим фактом выхода фильма в 1944 году. Пожалуй, то, что советский народ, воюя, умудрялся параллельно писать стихи, создавать симфонии и снимать фильмы, является лучшей демонстрацией той великой духовной силы, которая стала залогом Победы. К тому же, первоисточник авторства Леонида Леонова несет в себе максимально четкий посыл - пожалуй, только на войне художественная мысль может быть так ясна и однозначна. Если коротко, то - «Русские не сдаются»! Если развернутее, то «Россия как пирог, который, чем больше съешь, тем больше останется» - так говорили немецкие захватчики. В общем, редко встретишь фильм, появившийся так своевременно, как «Нашествие».
Экранизации пьес наталкиваются всегда на одни и те же сложности, ведь у киношной и театральной манер повествования хватает различий. В таких лентах узость бэкграунда и пространные диалоги примелькавшихся лиц может спасти лишь отменная драматургия. Тем более, что пьеса Леонова содержит, помимо месседжа и небанального сюжета, галерею любопытных образов, которые при всей идеологической полярности (предатели и герои) - живые, емкие и непростые. Вообще жизнь семьи интеллигентов в оккупированном врагом городе (Леонов, замышляя пьесу, наверняка помянул «Дни Турбиных» Булгакова) - заранее выгодная в драматическом отношении сюжетная схема.
Но... приходится констатировать, что по части драматургии экранизация «Нашествия» выглядит слабой. Нет, я понимаю, что в первой половине 20 века кинематограф в принципе был довольно условен, и зритель этим вполне довольствовался. Но даже по меркам 40-х годов, думаю, можно было снять лучше. Эмоции героев картины иллюзорны, если не сказать примитивны - все-таки, когда родители отдают сына на смерть, нерва должно быть явно больше, чем изображено. Причем дело, кажется, не столько в актерах (к Олегу Жакову, играющему Федора Таланова, и вовсе не придерешься), сколько в режиссуре - точнее в крайне нелепом монтаже, искусственной постановке диалогов и закостенелой камере. Будто авторы экранизации располагали неприлично малым количеством пленки, снимая все с одного дубля, не отсматривая и не редактируя.
Да, хочется думать, что причина недочетов кроется в скудости материальных ресурсов. Хотя, как ни странно, батальные сцены - с танками, взрывами и разрушениями - смотрятся бодро.
5 из 10
george_kust
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.